загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 12 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание суффиксов существительных и прилагательных»

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Ретроспектива

2. Скрытое противодействие

3. Резюме

4. Стагнация

A. Движение назад, изменения к худшему.

Б. Скрытое противодействие.

B. Краткий вывод (выступления, доклада).

Г. Взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.

Д. Упадок в развитии чего-либо, застой.

Составьте с данными словами словосочетания глагол + существительное. Запишите их.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Орфоэпическая разминка

- Расставьте ударения в глагольных формах настоящего и будущего времени.

Включит, исключит, вручит, вручат, кровоточит, кровоточат, одолжишь, окружишь, ободришь, облегчит, облегчишь, облегчат, углубит, усугубит, усугубят, наделит, повторит, повторишь, позвонят, позвонишь, обзвонит, перезвонишь, перезвонят, сорит, насорит, сверлит, сверлят, щемит, кружится, кружатся, уместится.

Орфографический тренинг

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Сопоставляем!

В какой строке пропущена одна и та же буква?

1

1) кресл..це, метел..да, ружь..цо, варень..це;

2) владел..ц, масл..це, владел..ца, письм..цо;

3) стихотворень..це, имень..це, мнень..це, здань..це;

4) нищ..нка, француж..нка, изюм..нка, трещ..нка.

2

1) виш..нка, жемчуж..нка, впад..нка, монаш..нка;

2) врем..чко, сем..чко, пыш..чка, пугов..чка;

3) сирен..вый, юрод..вый, милост..вый, никел..вый;

4) неуживч..вый, удушл..вый, затейл..вый, усидч..вый.

3

1) карандаш..к, замоч..к, ножич..к, сарайч..к;

2) однофамил..ц, гололед..ца, кормил..ца, однофамил..ца;

3) извозч..к, объездч..к, переносч..к, резч..к;

4) эмал..вый, выносл..вый, завистл..вый, фасол..вый.

1. В существительных ж. р. Пишите -иц-, в существительных м. р. ец-, в сущ. ср. р. смотрите на ударение: если ударение на корне, то пишите -иц-, а если на окончании, ец-.

2. В существительных с суффиксом -ек-/ пишите е, если в форме р. п. гласная в суффиксе становится беглой.

3. В существительных суффикс -ичк- пишется, если они образованы от существительных на -иц- (например, улица — уличка).

4. В прилагательных суффикс -ев- всегда безударный, суффикс -ив- под ударением.

В безударном положении пишется только в двух словах: милостивый, юродивый.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. (2)Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». (3)Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту». (4)Французские пушки представляются ему трубками, снаряды — мячиками, французы — муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, модным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

(5)Так что же такое героизм и что это значит — мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной?

(6)Толстой прошёл осаду Севастополя и знал войну. (7)Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится. (8)Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать своё дело.

(9)Тушин вздрагивает от выстрелов — и делает своё дело. (Ю)Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине.

(11)«Я не могу бояться», — подумал он и медленно слез с лошади между орудиями ».

(12)Они очень разные. (13)Тушин и князь Болконский. (14)В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошёл бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться.

(15)Но здесь, сведённые вместе войной, они молча делают своё дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга». (16)3десь они похожи тем главным, чего требует война от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх. (17)И Тушин чувствует это единство. (18) Когда всё кончилось, и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.

(19)«— До свидания, голубчик, — милая душа! прощайте голубчик, — сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза».

(20)Слёзы эти понятны. (21)Кончился взлёт страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека.

(Н. Долинина)

1. Среди предложений 9-14 найдите пример употребления парцелляции. Напишите номера предложений.

__________________________________________________

2. Из предложений 11-14 выпишите все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

3. Найдите в предложениях 1, 21 слова, образованные бессуффиксным способом. Выпишите эти слова.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

4. Напишите, какими частями речи являются слова: КОТОРЫЙ (предложение 3) _______________, ОБЕИМИ (предложение 4) _______________, ЗАНЯТЫ (предложение 15) _______________, ПОНЯТНЫ (предложение 20) _______________, ТОЖЕ (предложение 10) _______________

5. Назовите способ образования следующих слов: НАСЛАЖДЕНИЕ (предложение 3) _______________, ПО-ПРЕЖНЕМУ (предложение 1) _______________, ПРЕВРАТИЛСЯ (предложение 21) _______________

6. Объясните написание НЕ в предложениях 1 и 16.

__________________________________________________

__________________________________________________

7. Объясните постановку двоеточия в предложениях 1, 2 и тире в предложении 9.

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Объясните причину обособления определения, стоящего до определяемого слова, в предложении 15.

__________________________________________________

__________________________________________________

9. Сколько частей в предложениях 1 и 18? Составьте их схемы и охарактеризуйте предложения.

__________________________________________________

__________________________________________________

10. Среди предложений 4-11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Составьте его схему.

__________________________________________________

__________________________________________________

11. Какой проблеме романа Толстого «Война и мир» посвящён предложенный текст? Выскажите своё отношение к данной проблеме. Напишите сочинение-рассуждение.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...