Правописание сложных слов - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год

Правописание сложных слов - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

План урока

I. Проверка домашнего задания.

— Расскажите о способах образования сложных слов, проиллюстрируйте свой рассказ примерами из домашнего задания.

II. Актуализация знаний.

— Нетрудно заметить, что есть два способа записи сложных слов. Какие? (Слитно и через дефис.)

— Попробуйте сформулировать правила слитного и дефисного написания сложных слов.

III. Обращение к теоретическому материалу II—III § 23 нас. 149. (Составление таблицы.)

Правописание сложных слов

Части речи

Слитно

Через дефис

Имя существительное

начинающиеся с авто-, аэро-, био-, вело-, кино-, теле-, фото-... (биология, фотоальбом)

из двух слов без соединительной гласной (диван-кровать, плащ-палатка);

название промежуточных сторон света (юго-запад);

географические названия (Санкт-Петербург, Нью-Йорк);

составные фамилии (Мамин-Сибиряк)

Имя прилагательное

от слитно пишущихся существительных (пешеходный);

из словосочетаний (железнодорожный);

начинающиеся с быстро-, вечно-, высоко-, долго-, глубоко-, густо-, легко-, ниже-... (глубокомысленный )

от сложных существительных с дефисом (северо-восточный);

оттенки цветов (ярко-синий);

от равноправных слов, между которыми можно вставить и, но, не только..., но и (русско-английский)

IV. Закрепление.

4.1. Упр. 186.

4.2. Запишите стихотворение, разберите по составу сложные слова.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В (разно)цветном уборе.

Со...нце реже см...ётся,

Нет в цв...тах (благо)вонья.

Скоро ос...нь проснётся

И заплачет спросонья.

(К. Бальмонт)

V. Работа с текстом. Упр. 188.

VI. Подведение итогов урока и рефлексия.

VII. Дифференцированное домашнее задание. Выучить теоретический материал II—III § 23 с опорой на таблицу.

1 вариант — упр. 185.

2 вариант — упр. 187.

3 вариант — найти и записать поэтические строки со сложными словами.

Индивидуальное задание. Подготовить презентацию книги для внеклассного чтения по русскому языку В.И. Максимова “К тайнам словообразования”.