Правописание корней с чередованием о - а - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год

Правописание корней с чередованием о - а - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

План урока

I. Проверка домашнего задания.

Один ученик для всего класса читает составленный им диктант. Класс записывает предложения в тетради, два ученика работают у доски (1-й — записывает предложения со словами сев корнях, 2-й — предложения со словами сив корнях), объясняя выбор гласных в корнях с чередованием.

II. Актуализация знаний.

2.1. В каких корнях выбор гласной зависит от суффикса -а?

2.2. Обращение к таблице упр. 155.

III. Закрепление.

— Заполните таблицу упр. 155 приведёнными словами.

IV. Правописание корня -раст-//-ращ-//-рос-.

4.1. Вспомните, от чего зависит выбор гласных в корне -раст-//-ращ-//-рос-.

4.2. Назовите слова-исключения. (Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.)

4.3. Упр. 154.

V. Правописание корней -гор-//-гар-, -зор-//-зар-.

5.1. Рассмотрите таблицу, вспомните, от чего зависит выбор гласных в корне –гор-//-гар-.

Без ударения — о

Под ударением — а

загорелый

загар

5.2. Упр. 153 (1-я часть задания 1).

5.3. Рассмотрите таблицу, вспомните, от чего зависит выбор гласной в корне –зор-//-зар-.

Без ударения — a

Под ударением — что слышится

заря

зорька, зарево

5.4. Упр. 153 (2-я часть задания 1, задание 2), упр. 158 (индивидуальное задание).

VI. Обобщение повторенного.

6.1. Беседа по вопросам:

— Назовите корни с чередованием.

— От чего зависит выбор гласных в корнях с чередованием?

6.2. Составление обобщающей таблицы.

Условия выбора гласных в корнях с чередованием

Суффикс -а-

Согласные

Ударение

...и...а // ...е...

-рост-

без ударения

под ударением

-лаг-а // -лож-

-ращ-

-гор-

-гар-

-кас-а // -кос-

-рос-

-зар-

-зор-, -зар-

6.3. Упр. 156.

VII. Подведение итогов урока и рефлексия.

VIII. Дифференцированное домашнее задание. Повторить правописание гласных в корнях с чередованием по таблице.

1 вариант — упр. 159.

2 вариант — упр. 157 (задания 1—3).

3 вариант — упр. 157 (задание 4).