Соединительные о и е в сложных словах - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Соединительные о и е в сложных словах - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: развить умение определять способ образования слов; познакомить с условиями выбора соединительных о и е в сложных словах (орфограмма 30); научить правильно писать сложные слова с соединительными о и е, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Формулирование мнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Шарада”.

Первый слог этого слова — стержень, на котором держится колесо (ось); 2-й слог — нота, обозначающая третий звук музыкальной гаммы (ми); 3-й слог — корень слова, обозначающего то же, что и второй латинский корень в слове велосипед (велосипед — “быстрая нога”: ног).

Ответ: осьминог.

— Является ли слово велосипед сложным? Докажите своё мнение, используя знания в области лексики, вспомните определение заимствованных слов.

— Может быть, осьминог — сложное слово?

Учитель сообщает, что слово осьминог (моллюск, у которого восемь щупалец, арх. “осьмь”) является словообразовательной калькой с греческого языка (калькирование — особый способ заимствования, когда каждая часть заимствованного слова переводится на другой язык). Учащиеся знакомились с понятием кальки при изучении фразеологизмов и анализе слова виноград (см. Уроки 36, 54). Примером кальки также может служить слово небоскрёб (от англ. skуsсrареr).

— Какие же слова являются сложными? Приведите примеры.

Учитель может предложить приведённую ниже группу слов.

Подножка, узкоплечий, переделка, трёхведёрный, самовар, сантиметр, полноводный, листопад, вездеход, плащ-палатка, кроссворд, пулемётчик.

У каждого из найденных слов учащиеся объясняют лексическое значение и определяют способ его образования с использованием алгоритма (Урок 44). В работе используется материал § 33 (с. 95) и таблица, составленная в тетради-справочнике (см. Урок 46).

Сложение основ: самовар, листопад, вездеход; сложение слов: плащ-палатка; сложение + суффиксация: узкоплечий, трёхведёрный, полноводный; суффиксальный: пулемётчик.

II. Изучение темы урока с использованием материалов учебника.

1. Работа с материалами на с. 119: чтение, анализ, подбор примеров самостоятельно (в том числе из выполненного ранее упражнения), запоминание орфограммы 30, взаимопроверка знания правила.

2. При выполнении упр. 215 учащиеся находят по заданию учителя слово, при образовании которого они использовали не только сложение, но и суффиксацию (общежитие).

К сведению учителя: возникает вопрос относительно последней пары слов — путь и шествовать. В словообразовательном словаре В. Тихонова у слова путешествовать собственное словообразовательное гнездо, т. е. в современном языке данное слово является непроизводным.

III. Закрепление изученного.

1. Самостоятельное выполнение упр. 217.

2. Под руководством учителя учащиеся образуют от получившихся слов новые слова суффиксальным способом. Образец: зверолов → звероловство; ледокол → ледокольный; пароход → пароходик.

3. — Запишите ответы на вопросы при помощи сложных слов — существительных, выделите изученную орфограмму.

Как называется: 1) рабочий, который варит сталь; 2) ферма, где разводят зверей; 3) человек, который любит жизнь; 4) специальная кастрюля, в которой быстро готовится пища; 5) человек, который не хочет работать (даром ест хлеб); 6) спортивное соревнование из двух видов упражнений; 7) дом, имеющий много этажей; 8) человек, любящий книги; 9) машина, режущая камни; 10) машина, мешающая бетон; 11) машина, с помощью которой режут хлеб?

Трём ученикам у доски можно дать усложнённое задание: записать слова, распределив их по трём группам в зависимости от способа образования: 1) образованные способом сложения; 2) образованные способом сложения с суффиксацией; 3) образованные суффиксальным способом. (Это задание можно предложить и всему классу.)

Ответ: сталевар(1), звероферма(1), жизнелюб(1), скороварка(2), дармоед(1), двоеборье(2), многоэтажка(3), книголюб(1), камнерез(1), бетономешалка(2), хлеборезка(2).

Дополнительный вопрос: чем отличается слово многоэтажка от всех других, помимо способа образования? (Это слово является разговорным.)

IV. Подведение итогов урока.

— Почему в современном языке активно используется способ сложения? При ответе приведите примеры из последнего упражнения урока.

V. Домашнее задание. Упр. 216.