Буквы а и о в корне -кас- - -кос- - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы а и о в корне -кас- - -кос- - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием букв ао в корне -кас- — -кос- (орфограмма 26); сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить представление о различиях в условиях выбора между чередующимися гласными в корне и проверяемыми безударными гласными.

Личностные УУД. Мотивация. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Распознавание объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Орфографическая разминка. Актуализация темы урока.

Ученик 6 класса Егор получил задание объяснить выбор гласных в словах: подр_сти, сл_жение, зам_реть, зад_ ру, пост_лить, выр_щенный, сл_гать, густые зар_сли, проб_русь. Вот его ответ:

“Подрости — рост; слажение — слаженный; замиреть — мирный; задиру — задира; постилить — подстилка; вырощенный — роща; слогать — слог; заросли — зарос; пробирусь — пробирка”.

— Найдите ошибки, исправьте их, обозначьте условия выбора гласной.

— Почему Егор допустил ошибки? Сформулируйте известное вам предупреждение о правописании корней с чередующимися гласными. (Гласные в корнях с чередованием проверять сильной позицией гласного, т. е. ставить под ударение, нельзя!) Какие ещё ошибки допустил Егор? (Подбирал для проверки слова, не являющиеся однокоренными.)

— Найдите среди записанных Егором слова, образованные бессуффиксным способом, т. е. с нулевой суффиксацией. (Рост, задира.)

II. Изучение нового материала.

1. Учащиеся, используя первый форзац, собирают все известные им корни с чередующимися гласными (орфограммы 12, 13, 24), добавляют отсутствующие в примерах учебника корни, составляют словосочетания, проводят по парам мини-диктанты.

2. Учитель сообщает о том, что в русском языке есть и другие корни с чередующимися гласными, и представляет один из них: касаться — коснуться. Учащиеся определяют, чем отличаются эти глаголы друг от друга (видом), вспоминают, что в грамматике есть специальное название для них — видовая пара. Затем, используя толковый словарь, учащиеся определяют все значения многозначного корня -кас- — -кос-.

3. Чтение материалов учебника на с. 104—105.

4. Выполнение упр. 184, 185.

III. Тренировочные упражнения на закрепление изученного.

1. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.

а) Соприк_саться, к_снусь, прик_сновение (с а в корне); б) отл_жение солей; скл_нение имён; пол_скание (горла) (с проверяемой гласной); в) прик_саться, изд_лека, зад_вака (с чередующейся гласной); г) к_саешься клавиш; меня это не к_сается; к_салось только футболистов (значение “дотрагиваться до чего-нибудь”); д) акв_ланг, в_долаз, водопр_вод (с а в корне; не имеет корня -вод-; заимствованное; непроизводное; имеет один корень).

Определите, как образовались слова группы “б”. (Суффиксальным способом, от глаголов.) Какие слова являются сложными? (Водолаз, водопровод.)

2. Объяснительный диктант.

1) Долго сих листов заветных не касался я пером. 2) Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 3) Рука не прикасалась до лиры дорогой. 4) Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он. (Пунктуация такая, как у автора.) 5) К нему не зарастёт народная тропа. 6) Уже в последний раз к руке твоей устами прикоснулся (А. Пушкин).

— Дайте лексическую характеристику выделенных слов.

IV. Подведение итогов урока. Обобщающее сообщение “Чередующиеся гласные в корнях слов”.

V. Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту (по словам в рамках и по итогам выполненных упражнений) и к проверочной работе по теме “Словообразование”.