Обучение разным видам чтения на уроках русского языка - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Русский язык 6 класс - поурочные разработки - 2015 год

Обучение разным видам чтения на уроках русского языка - ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Чтение — это не просто техника чтения, это интеллектуально-познавательный процесс, который состоит из множества звеньев.

В УМК особое внимание уделяется различным видам чтения (изучающему, просмотровому, ознакомительному).

Система работы включает задания на овладение следующими умениями:

1) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

2) понимать основную мысль текста;

3) формировать систему аргументов;

4) прогнозировать последовательность изложения идей текста;

5) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

6) выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

7) понимать назначение разных видов текстов;

8) понимать имплицитную информацию текста;

9) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

10) выражать информацию текста в виде кратких записей;

11) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

12) выделять не только главную, но и избыточную информацию;

13) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

14) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;

15) понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать им.

Умение читать и понимать прочитанное является базой формирования коммуникативной компетентности. Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Исследователи выделяют три вида чтения: просмотровое, ознакомительное и изучающее. Разные типы текстов требуют и разных способов чтения. В связи с этим встаёт проблема выработки у читателя адекватной данному виду текста стратегии чтения. Очевидно, что каждый из названных видов чтения обеспечивается определёнными приёмами, которыми необходимо овладеть, чтобы процесс чтения был адекватным коммуникативной установке, стоящей перед читающим.

Поэтому важно учить школьников не чтению вообще, а разным видам чтения: ознакомительному, изучающему, просмотровому.

Приёмы ознакомительного чтения

До чтения текста: прогноз содержания по автору, заглавию, эпиграфу, рисункам, схемам, иллюстрациям, аннотации, оглавлению, выходным данным.

По ходу чтения текста: знакомство с книгой по первому предложению, ключевым словам, делению на главы, параграфы, абзацы, шрифтовым выделениям.

После чтения текста: выделение основной и дополнительной информации, определение темы книги, её полезности.

Приёмы изучающего чтения

До чтения текста: анализ внешних данных книги, заголовка, прогноз содержания книги.

По ходу чтения текста: выявление скрытых вопросов, поиск в тексте ответов на скрытые вопросы, выделение существенного, неизвестного.

После чтения текста: выделение основной информации, определение основной мысли, отбор материала для конкретного задания.

Можно использовать некоторые приёмы технологии развития критического мышления.

Приём “Инсерт”

(маркировка текста значками по мере его чтения)

Суть данного приёма можно понять, если дать своеобразную расшифровку понятий:

interactive — интерактивная

noting — размечающая

system — система

effective — для эффективного

reading and thinking — чтения и размышления

Читая текст, учащиеся на полях ставят пометки: “V” — уже знал; “+” — новое; “-” — думал иначе; “?” — не понял, есть вопросы.

Этот приём уместно применять при чтении текста учебно-научного стиля речи. Желательно, чтобы у учащихся была возможность делать пометки в тексте, распечатанном на каждого. Этот приём можно использовать, например, при работе с текстом о фразеологизмах.

Приём “Чтение с остановками”

До начала чтения текста (или его части) участвующие должны пройти стадию вызова. Это можно осуществить на основе заглавия текста, минимальной информации об авторе. Затем, ознакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале (стадия осмысления). Особенность приёма в том, что момент уточнения (стадия осмысления) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом материала.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия, информации об авторе

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета

Текст представляет единое целое. Осмысление целого текста.

Форма работы: письмо, дискуссия и т. д.

Возможно использование данного приёма при работе с текстом упражнения 341.

Приём “Верные и неверные утверждения”

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, слова учителя или подготовленного ученика) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно раздать табличку с предположениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить её у себя.

Можно организовать такую работу с помощью материала для повторения, например обратиться к материалу для повторения по теме “Лексикология” до изучения этой темы. Необходимо дать учащимся возможность зафиксировать свои ответы для того, чтобы после изучения темы снова к ним вернуться и проверить себя ещё раз.

Приём “„Толстые“ и „тонкие“ вопросы”

Научить ребят задумываться над прочитанным, критически воспринимать информацию помогает использование приёма “толстых” и “тонких” вопросов. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована в любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, прочтения текста; на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана — “тонкие” вопросы:

Кто (автор текста, теории)?

Что? Когда? Как зовут ... ?

Было ли ... ?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, — “толстые” вопросы:

Дайте три объяснения, почему ... ?

Объясните, почему ... ?

Почему вы считаете ... ?

В чём различие ... ?

Предположите, что будет, если ... ?

Согласны ли вы ... ? Верно ли ... ?

Заданный учеником вопрос является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как именно вопрос демонстрирует уровень погружения в учебный материал, текст, а также умение анализировать его. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса — относить его к “тонким” или “толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.

Прочитайте вопросы в учебнике. Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать? Какие вопросы можно использовать в игре “Самый умный”, “Кто хочет стать миллионером” или при составлении кроссворда?

Рассмотрим использование данного приёма при работе с текстом упражнения 16 (Р. Погодин. “Сказка про солнечного зайчика”).

Вопросы, требующие однословного ответа, — “тонкие” вопросы:

• Кто автор текста?

• Когда начинается действие сказки?

• Что решил солнечный зайчик?

• Было ли в этом доме хорошо?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, — “толстые” вопросы:

• Дайте три объяснения, почему этот текст — сказка.

• Объясните, почему зайчик не пропал вместе с солнышком.

• Почему вы считаете, что девочка выздоровела?

• Предположите, что будет, если зайчик снова вернётся в эту комнату.

Этот приём уместен и при чтении текста учебно-научного стиля речи. Рассмотрим возможность использования приёма при работе с текстом упражнения 135 об этимологических словарях. Количество вопросов может варьироваться.

• Что раньше означало слово “лебедь”?

• Что раньше обозначало слово “негодяй”?

• Назовите две причины, почему нужно обращаться к этимологическому словарю.

• Как с помощью этимологического словаря объяснить правописание слова?

Система специальных заданий к текстам заставляет ученика не только решать языковые проблемы, но и приобретать опыт обсуждения проблем, которые ставятся в текстах, спорить, обосновывать собственную точку зрения (а не просто рассуждать на заданную тему). При этом ученик волей-неволей использует изучаемый лингвистический материал в собственной речевой практике и глубже познаёт мир, окружающую действительность, совершенствует умения в различных видах речевой деятельности.