Стилистическая роль имён существительных - Имя существительное в тексте - Имя существительное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Стилистическая роль имён существительных - Имя существительное в тексте - Имя существительное

Цели урока: 1) формировать представление о стилистической роли имён существительных в текстах различных стилей; 2) дать понятие об участии падежных форм имён существительных в выражении сравнения.


I. Синтаксическая роль имён существительных (повторение) (проверка домашнего задания).

В слабом классе по своему усмотрению учитель может заменить задание сделать сообщение по предложенному в упр. 355 плану фронтальным опросом:

• В роли каких членов предложения может выступать имя существительное?

• Чем можно объяснить способность имени существительного выступать в роли любого члена предложения?

• Приведите примеры предложений с существительными в роли главных членов.

• Приведите примеры предложений с существительными в роли второстепенных членов.

• Составьте предложения с существительными в функции обращения.

• Назовите модели словосочетаний, в которых имя существительное выступает в роли главного слова, и приведите соответствующие примеры.

• Назовите модели словосочетаний, в которых имя существительное является зависимым словом. Приведите примеры таких словосочетаний.

После этого учащиеся демонстрируют работу с упражнениями 354 или 330 соответственно.


II. Роль имён существительных в научном тексте (сообщения учащихся по темам упр. 356 и 357 (индив. дом. зад.)).

Основная цель работы упражнениями 356 и 357 -- создание у шестиклассников представления о важной роли имён существительных в деловом и научном описании: о необходимости использования слов этой части речи для создания детального делового описания предмета, использования существительных-терминов и частей терминологических сочетаний в научном описании и рассуждении.


III. Роль имён существительных в художественном тексте. Сравнение и способы его выражения (текст (с. 156), упр. 358; текст (с. 157), задание на с. 158, упр. 360 (4-6), 362).

Часто в сознании учащихся складывается стереотип, что образными возможностями обладают исключительно имена прилагательные. Одна из основных задач данного этапа урока – помочь шестиклассникам осознать эстетические возможности существительных и понять, что существительные способны выполнять изобразительно-выразительную функцию не только при образном их переосмыслении, но и при употреблении в прямом значении. С этой целью организуем наблюдение за использованием существительных в художественных текстах.

В ходе анализа текста упр. 358 обратим внимание ребят на то, что автору с помощью существительных удалось создать яркий образ стремительно несущегося вдаль паровоза. Писатель называет детали, которые помогают читателю более ясно и отчётливо представить пролетевший паровоз, и передаёт те зрительные впечатления, которые делают этот образ живым и настоящим (тень, солнечные зайчики, дым, искры, пыль). С помощью существительных автор сумел передать и звуковые впечатления (со свистом (пролетает), эхо). Использование автором преимущественно имён существительных делает описание более динамичным, экспрессивным.

Знакомясь с текстом на с. 157, учащиеся в процессе просмотрового чтения определяют его тему: «Сравнение и способы его выражения». После вдумчивого чтения текста шестиклассники определяют главную мысль текста: «Формы имён существительных активно участвуют в выражении сравнения --- одного из самых выразительных языковых средств».

Попросим шестиклассников по окончании работы с упражнением 360 ещё раз перечислить союзы, с помощью которых могут присоединяться сравнительные обороты.

В ходе работы с упражнением 362 учащиеся подчеркивают сравнения, выраженные формой творительного падежа существительных, как член предложения и уточняют значение этого второстепенного члена – обстоятельство образа действия.


Д. з.: 1) пересказ текста на с. 157; 2) упр. 360 (1-3); 3) по желанию – упр. 361, 366; 4) индив. зад. – упр. 363, вопросы на с. 159, упр. 364.