Полные и краткие формы имен прилагательных, их синтаксическая роль в предложении. Орфография. Написание кратких прилагательных с основой на шипящую - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Полные и краткие формы имен прилагательных, их синтаксическая роль в предложении. Орфография. Написание кратких прилагательных с основой на шипящую - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Цели: обучать распознанию полных и кратких форм имен прилагательных; дать понятие о синтаксической роли кратких прилагательных; формировать навыки грамотного написания кратких прилагательных с основой на шипящую; воспитывать образность мышления, прививать чувство патриотизма.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Зачитать 2—3 сочинения.


II. Актуализация опорных знаний

1. Повторение орфограмм

Повторение правил написания ь на конце существительных после шипящих, пол-, полу- с существительными.

2. Словарный диктант

Брешь, брошь, дрожь, пол-ложки, картечь, молодежь, плешь, полночь, товарищ, полгорода, много туч, речь, рожь, мяч, пол-апельсина, роскошь, взаимопомощь, пол-Киева, ложь, чушь.


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

1. Синтаксическая пятиминутка

Задание 1

Подчеркнуть основы предложений, определить, какими частями речи выражены сказуемые, надписать прилагательные, объяснить постановку знаков препинания.

Январь — месяц ярких звезд, ясного неба, белых троп, синих льдов, темная зорька года. Январь — коренной месяц года, царь холода, корень зимы. Он холоден и студен (В. Миронов).

Задание 2

Сделать морфологический разбор имени существительного льдов и имени прилагательного ясного.

Задание 3

Ознакомиться самостоятельно по учебнику с краткой формой прилагательных.

Заполнить таблицу, пользуясь ранее написанными предложениями.


Прилагательные

?

Краткие

Яркий, белый.

?


2. Слово учителя

— Краткие прилагательные с основой на шипящий пишутся без мягкого знака. Например: горюч, хорош, линюч.

РИФМОГРАММА

В кратких прилагательных

С основой на шипящий

Мягкий знак не пишется:

«Жгуч мороз бодрящий».

(О. Кургузова)


V. Закрепление материала

Комментированное письмо

Задание

Подчеркнуть грамматическую основу предложений, надписать краткие прилагательные.

1. Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

(С. Есенин)

2. Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

(И. Бунин)

3. Так высоки воздушные деревья,

Что вниз не долетает листопад.

(Ю. Кузнецов)

4. Даль глубоко прозрачна, чиста,

Месяц полный плывет над дубровой,

И господствует в небе цвета

Голубой, беловатый, лиловый.

(Н. Некрасов)

5. Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам (К. Паустовский).

6. Он был стар, они были молоды; он был худ, они были сыты; он был скучен, они веселы (Л. Толстой).

— Как называется прием (с языковой точки зрения и с литературной), использованный автором в последнем предложении? (Антонимы, антитеза)


VI. Итог урока


VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Для всех

Повторить изученные орфограммы. Повторить орфограмму пре-, при-.

Высокий уровень

Составить план-перечень орфограмм, которые встречаются в упражнении 185, с примерами (письменно).

Достаточный уровень

Перечислите орфограммы, которые вы изучили в 6 классе в темах «Имя существительное», «Имя прилагательное», приведите письменно на них примеры.

Средний уровень

Выполнить упражнение 183.


VIII. «На закуску»

Выборочный диктант

Задание

Выписать в одну колонку существительные с ь на конце, в другую — без мягкого знака и краткие прилагательные.

ДОЗОР

Запорожская Сечь.

Там гуляет картечь,

Там слышна лишь казацкая речь.

Спит ковыль, спит камыш.

Запорожец, не спишь?

А вокруг только глушь, только тишь.

А в степи ветер жгуч.

Сон казацкий могуч.

В небе сплошь тучи, ветром гонимые.

А усач молодой, атаман удалой,

Охранял свою землю любимую.

Он ее отстоит и сумеет сберечь.

В схватке он не опустит свой меч.

Ну, а если же вражья настигнет картечь,

Плачь о нем, Запорожская Сечь.

(О. Кургузова)