Орфография. Написание суффиксов -чик-, -щик-, -ек-, -ик- - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Орфография. Написание суффиксов -чик-, -щик-, -ек-, -ик- - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: повторить теоретические сведения о существительном; формировать навыки правильного написания существительных с наиболее употребительными суффиксами и навыки обобщения материала; развивать воображение учащихся; прививать познавательный интерес к лингвистике.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Фронтальный опрос

— Что такое существительное?

— Сколько родов существительного вы знаете?

— Назовите примеры несклоняемых существительных.

— Перечислите разносклоняемые существительные, объясните, почему они так называются.

— Какие способы словообразования вы знаете? Приведите примеры существительных, образованных разными способами.

— На какие суффиксы существительных мы обратим внимание? Приведите примеры.

— Как разбирается морфологически существительное?

— Какую орфограмму нужно было повторить дома? Расскажите о ней.

2. Словарный диктант

Забирать, выберу, застелил, прижигать, примирять (друзей), примерять (платье), заблистать, вытереть, затирать, выдирать, вытер, забирающий, обжигание, настилать, растереть.


II. Постановка целей и задач урока

III. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

— Мы вчера путешествовали вместе с Костей Ошибкиным и Леной Пятеркиной. Но не услышали еще один совет от Суффиксального Способа. Давайте послушаем.

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА

— Погодите, — закричал Суффиксальный Способ, — мы забыли вас предупредить! Нужно быть очень осторожным при образовании слов.

Ребята вернулись и подошли поближе к нему.

— У меня есть свой секрет. Его хранит Орфографиус 33 в государстве Орфографии. В существительных нельзя путать суффиксы, например -чик- и -щик-. Чтобы этого не произошло, мы договорились, что после букв д-т, з-с и к будет писаться суффикс -чик-, а в остальных случаях щик-. Возьмем, например, слово извозчик. Перед суффиксом стоит з, значит, пишем, -чик-. Или рассмотрим слово забойщик. Так как последняя буква перед суффиксом й, то берем -щик-. Попробуйте образовать сами слово,— и Суффиксальный Способ поставил на площадку слово пулемет.


2. Слово учителя

— Какой суффикс мы подставим? Что получится?

Давайте схематично изобразим правило написания этих суффиксов.

3. Обобщающая схема


IV. Закрепление материала

1. Выборочный диктант

Задание

Выписать только слова с суффиксом -чик-. Обозначить орфограмму. Автоответчик, гарпунщик, грузчик, денщик, шарманщик, перебежчик, доносчик, плакальщик.

Учитель. Но осторожным нужно быть и с суффиксами -ек, -ик.

2. Лабораторная работа

Задание 1

Послушайте внимательно рассказ писателя Ф. Кривина «Беглое е» (в отрывках).

Вызвали е из алфавита.

— Ну, как у вас там?

— Полный порядок. Все на местах.

— Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.

— А в какое слово меня посылают?

— Слово хорошее — день. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь.

— Вы думаете?

— Конечно, справитесь.

Е пробует возражать, ему не хочется расставаться с алфавитом, но — что поделаешь! Приходится отправляться в текст.

В слове день е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, — совсем, как в алфавите.

Но вот слово начинает склоняться: дня, дню.

В чем дело? Куда девалось е?

Нет его, оно сбежало. Испугалось косвенного падежа.

Вот какое это е, всю жизнь проведшее в алфавите. В трудную минуту на него не рассчитывайте.

Задание 2

Постарайтесь самостоятельно вывести правило, опираясь на прослушанный текст и примеры: листик — листика, листику; листочек — листочка, листочку

3. Выведение правила

4. Распределительный диктант

Задание

Распределите в две колонки слова с суффиксами -ек- и -ик-. Мешочек, ситчик, платочек, ключик, горошек, орешек, зайчик.


V. Домашнее задание

Для всех

1. Теория по учебнику.

2. Повторить орфограмму «О, ё после шипящих в корне слова». Высокий уровень, достаточный уровень

Сделать карточки (3—6) на изученные орфограммы в теме «Имя существительное». В карточке должно быть не менее 10 слов на орфограмму, введенные в предложения. Предложения должны отвечать единой теме и образовывать текст. Буквы в словах, на изученную орфограмму, пропустить.

Средний уровень Выполнить упражнение 136.


VI. «На закуску»

Задание 1

Послушайте стихотворение. Определите способ образования слов, первоначальные слова.

В чудетство откроешь окошки —

Счастливень стучит по дорожке,

Цветет веселютик у речки,

И звонко поют соловечки,

А где-то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом...

Мы с ними в чудество скорее войдем —

Спешит торопинка под самым окном,

Зовет нас глядеть-заглядеться:

Что там за окошком?

Чу!.. Детство!

(М. Яснов)

Задание 2

Записать предложение: Что там за окошком?

Сделать морфологический разбор существительного в тетрадях и на доске (образец).