Язык и человек. Общение устное и письменное - ЯЗЫКИ ОБЩЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Язык и человек. Общение устное и письменное - ЯЗЫКИ ОБЩЕНИЕ

Цели: дать понятие о разнообразии средств выражения мыслей, знаний, чувств, о значении языка в жизни людей, об основных функциях языка; выявить общее и различное в устном и письменном общении; формировать мотивацию к изучению русского языка, знания о родном языке, о традициях, культуре России.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать понятия “язык” и “речь”; определять главную функцию языка как средства общения; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формировать навыки языкового анализа; объяснять языковые явления; понимать связь между говорением и слушанием, письмом и чтением; применять методы поиска информации.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что мы понимаем под словом “язык”?

— Для чего служит язык?

— Как вы понимаете эпиграф к теме “Язык и общение” (высказывание И.С. Тургенева): “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык”?

— О каком языке (о каких языках) идет речь в тексте Л.В. Успенского?

— Докажите, что язык — это средство общения.

2. Упр. 3 — выполнение задания.

III. Самоопределение к деятельности

— Какие значения слова “язык” вам известны?

— Как, с помощью каких языков мы можем передавать мысли, знания, чувства? Попробуйте привести примеры таких языков.

— Как мы общаемся друг с другом? Можно ли общаться, не разговаривая?

— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше понимать сказанное, написанное?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа.

Если мы заглянем в словарь, то увидим, что у слова “язык” множество значений. Мы будем говорить о языке как средстве передачи мыслей, знаний, чувств, как средстве общения между людьми с помощью слов, речи. Речь — это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть и другие языки, созданные для передачи мыслей, знаний, чувств. Свой язык имеет математика. Язык математики передает информацию с помощью специальных математических знаков. Язык формул позволяет выразить мысль сжато, кратко, точно.

Цветовая палитра — тоже своеобразный язык. Красный — цвет любви, радости; розовый — нежности; желтый — измены; черный — печали и т. д.

Существует, например, язык цветов, с помощью которого можно без слов передать свои чувства другому человеку. К примеру, красная роза — признание в любви; белые роза, гвоздика, лилия — знак чистоты; красная гвоздика — очарование, розовая - “никогда тебя не забуду”; желтая лилия — благодарность; амариллис — гордость; астра — любовь и нежность; фиалка — верность, добродетель; красный тюльпан — удача; ландыш — покорность и смирение; пион — сострадание и сочувствие; ирис — вера, надежда; сирень — красота и т. д.

Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание — “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен — “да”.

Имеются и другие “бессловесные языки” — язык музыки, язык танца, язык мимики и т. д.

Задание. Попробуем с помощью мимики передать удивление, восторг, печаль, недовольство, радость.

Язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

Итак, язык — важнейшее средство общения между людьми.

2. Работа с учебником.

Рассмотрите рисунки учебника на с. 6 (§ 2), выполните устно упр. 4—5.

Слова говорение — слушание, письмо — чтение соединены двойными стрелками, потому что предполагают общение между людьми, обусловливают друг друга. Если есть говорящий — есть и слушающий, если есть пишущий — есть и читающий.

Выполните устно упр. 6. Запишите в тетрадях 2 пословицы: вариант I — об устной речи и слушании, вариант II — о письменной речи и чтении.

Прочитайте теоретические сведения перед упр. 8 и выполните задание этого упражнения.

Приемы изучающего чтения и слушания

1. Чтение памятки “Приемы изучающего чтения” и упр. 10 (с. 8) (выделенные в упр. 10 слова выписать на доску: ученики пересказывают текст, пользуясь этими словами).

2. Чтение § 4, беседа по вопросам; чтение памятки “Приемы слушания” на с. 9.

V. Закрепление изученного материала

Выразительное чтение басни И.А. Крылова “Пустынник и Медведь”.

Задание (дается перед чтением). Постарайтесь применить приемы слушания, а затем пересказать услышанное своими словами.

Пустынник и Медведь

Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокой,

Вдали от города, в глуши.

Про жизнь пустынную, как сладко ни пиши,

А в одиночестве способен жить не всякой:

Утешно нам и грусть и радость разделить.

Мне скажут: “А лужок, а темная дуброва,

Пригорки, ручейки и мурава шелкова?” —

“Прекрасны, что и говорить!

А все прискучится, как не с кем молвить слова”.

Так и Пустыннику тому

Соскучилось быть вечно одному.

Идет он в лес толкнуться у соседей,

Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.

В лесу кого набресть,

Кроме волков или медведей?

И точно, встретился с большим Медведем он,

Но делать нечего: снимает шляпу,

И милому соседушке поклон.

Сосед ему протягивает лапу,

И, слово за слово, знакомятся они,

Потом дружатся,

Потом не могут уж расстаться

И целые проводят вместе дни.

О чем у них, и что бывало разговору,

Иль присказок, иль шуточек каких,

И как беседа шла у них,

Я по сию не знаю пору.

Пустынник был неговорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы не вынесено сору.

Но как бы ни было, Пустынник очень рад,

Что дал ему Бог в друге клад.

Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится

И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

То видя, говорит, как путный, Мишка другу:

“Приляг-ка, брат, и отдохни

Да коли хочешь, так сосни;

А я постерегу тебя здесь у досугу”.

Пустынник был сговорчив: лег, зевнул

Да тотчас и заснул.

А Мишка на часах — да он и не без дела:

У друга на нос муха села.

Он друга обмахнул,

Взглянул,

А муха на щеке; согнал, а муха снова

У друга на носу,

И неотвязчивей час от часу.

Вот Мишенька, не говоря ни слова,

Увесистый булыжник в лапы сгреб,

Присел на корточки, не переводит духу,

Сам думает: “Молчи ж, уж я тебя, воструху!” —

И, у друга на лбу подкарауля муху,

Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!

Удар так ловок был, что череп врознь раздался,

И Мишин друг лежать надолго там остался!

И.А. Крылов

— Почему Пустынник подружился с Медведем?

— Каким вы представляете себе Медведя?

— Найдите прямую авторскую оценку Медведя.

— В каких словах заключена мораль басни?

— Какие слова этой басни стали крылатыми?

VI. Подведение итогов. Рефлексия

— Какое значение имеет язык в жизни человека?

— Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

— Назовите приемы ознакомительного чтения.

— Перечислите приемы изучающего чтения.

— Назовите приемы слушания.

— Что нового вы узнали об общении?

— Какое значение имеют приемы чтения и слушания?

Домашнее задание

1. § 2, 3, упр. 7, 12.

2. Упр. 11 — придумать продолжение сказки. Задание по группам: 1-я группа — от имени существительного, 2-я группа — от имени прилагательного, 3-я группа — от имени глагола.

3. Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о Юлии Цезаре, имя которого встречается в упр. 11.

4. Рабочая тетрадь: задания 1, 2 (с. 4).