Правописание -тся и –ться в глаголах (продолжение) - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание -тся и –ться в глаголах (продолжение) - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки правописания неопределенной формы и личных форм глагола; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания неопределенной и личных форм глагола; различать сходные по звучанию личные и начальные формы глагола; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Как выбрать правильное написание глаголов с -тся и -ться?

— Почему происходит путаница с такими глаголами? (-Тся и -ться одинаково слышатся.)

— Какие грамматические характеристики имеют глаголы, в которых перед суффиксом -ся не пишется ь? (Это глаголы настоящего времени в 3-м лице ед. и мн. ч.)

2. Упр. 634 — проверка по цепочке (в это время два ученика выполняют на доске морфологический и синтаксический разбор).

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику.

1) Упр. 636 — обсуждение вопроса (устно).

Комментарий

Чтобы решить, как писать эти глаголы, необходимо поставить их в определенный контекст, т. е. заставить их “работать” в предложении. Дело в том, что произношение неопределенной и личной форм этих глаголов совпадает. Например: Пора (что сделать?) вернуться. Когда они (что сделают?) вернутся?

Дополнительные вопросы

— Мог ли возникнуть такой вопрос, если бы на доске были написаны глаголы катат?ся, боит?ся? Почему? (Примерный ответ. Потому что произношение и написание личных и неопределенных форм этих глаголов не совпадают. В первом глаголе нужен ь, во втором — нет.)

— А если дан такой глагол: катит?ся (записываем на доске, но не произносим), какое написание вы бы выбрали? (Примерный ответ. Значение глагола и его написание зависят от ударения. Можно поставить слово в контекст и произнести его: Мяч (что делает?) ка́тится, он будет еще долго (что делать?) кати́ться.)

2) Упр. 637 — выразительное чтение, обсуждение смысла стихотворения.

2. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 108, в тетрадь-словарик, составьте с ними предложения или связный текст (упр. 635).

Гимнастика, баскетбол, соревноваться, состязаться, тренер, тренироваться.

3. Тестовое задание.

В каком ряду в обоих словах пишется ь?

1) отозват..ся на крик, ветер злит..ся;

2) красота приглядит..ся, а ум пригодит..ся;

3) собака не кусает..ся, принимает..ся задело;

4) не надо боят..ся, подстереч...

IV. Занимательная лингвистика

Назовите глаголы, у которых окончание находится в середине слова. (Злится, гнется, мнится, мается, кается, лается, бьется, боится, льется, вьется, пьется, поется, куется, рвется, дается, суется, дуется, доится, жуется, жмется, шьется и т.д.)

Примечание

После обсуждения вопроса, может ли окончание находиться в середине слова, одно-два слова может назвать учитель, а потом дается 2—3 мин на подготовку. Можно работать в группах.

V. Подведение итогов

Мы с вами увидели, что многое в правописании зависит от смысла слова. Если стараешься вникнуть в смысл, язык сам подсказывает, как надо писать.

Домашнее задание

1. § 110.

2. Упр. 637.

3. Рабочая тетрадь: задание 139 (с. 71).