Правописание -тся и –ться в глаголах - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание -тся и –ться в глаголах - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки правописания неопределенной и личной форм глагола; показать условия выбора написания -тся и -ться в глаголах; учить различать сходные по звучанию личные и начальные формы глагола; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания неопределенной и личных форм глагола; различать сходные по звучанию личные и начальные формы глагола; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Задание из рабочей тетради.

2. Объяснительный диктант.

1) Подберите к данным существительным однокоренные глаголы, запишите их, поставив в неопределенную форму; добавьте там, где возможно, суффикс -ся.

Таяние, сторож, удивление, раскаяние, тайна, сожаление, блеяние, умывание, чаяние, везение, жжение, сбережение, сеяние.

(Таять, стеречь (сторожить), удивляться, раскаяться, таиться, сожалеть, блеять, умываться, чаять, везти, жечь, сберечь, сеяться.)

2) Запишите предложение, объясните орфограммы, объясните смысл пословицы.

Сколько веревочке ни виться, а кончику быть.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

О теме нашего урока мы на самом деле уже начали говорить. В только что разобранном предложении есть глагол виться. Кстати, обратим внимание на суффикс -ся, единственный из суффиксов, который находится после окончания.

— В какой форме стоит глагол? Как мы узнали, что надо писать ь? (В неопределенной форме. По вопросу: что делать?)

Есть и другие, более сложные случаи, когда совпадает звучание неопределенной и личной форм глагола. Сравним слова: мчаться и мчатся; разъяриться и разъярится. Слышите разницу? А теперь сравним эти же слова в предложениях.

Пришлось мчаться, чтобы успеть на поезд. — Мимо мчатся поезда. Надо готовиться к урокам. — Миша готовится к соревнованиям.

— В чем разница между этими омофонами (словами, которые одинаково слышатся)? (Глаголы в первых предложениях каждой пары стоят в неопределенной форме, вторые — личные формы в наст, вр., 3-е л., мн. ч. и ед. ч.)

— Все ли подобные пары глаголов являются омофонами? (Ответ. Нет. Например, глаголы в неопределенной форме и в личной форме могут иметь разное ударение: тащи́ться — та́щится, рассерди́ться — рассе́рдится. Большинство глаголов различаются и произношением, и написанием. Одинаково произносится лишь концовка: -тся и -ться.)

— Как узнать, пишется эта концовка с ь или без него?

2. Чтение теоретического материала учебника (§ 110, с. 106).

3. Задание. Запишите предложение, объясните правописание глаголов, выделите окончания, определите формы и спряжение глаголов.

Змеи нередко забираются в покинутые зимовья, где не только скрываются от своих врагов-хищников, но и могут найти пищу.

Комментарий

Забираются, скрываются — окончания -ют (в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч.; I спр.); найти — окончание -ти(в н. ф.; I спр.).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 631 — выполнение заданий (устно).

2. Упр. 632 — чтение, комментированное письмо.

3. Упр. 633 — самостоятельная работа.

V. Подведение итогов

— Как глаголы подсказывают правописание -тся и -ться?

Домашнее задание

1. § 110.

2. Упр. 634.