ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ» - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ» - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Анализ сочинений — описаний картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».


2. Повторение темы.

2.1. Работа с пословицами.

Учитель. Прочитаем пословицы. Какой общей темой они объединены? Как достигается образность? Выпишем одну из понравившихся пословиц.

Доброе слово что дождь в засуху.

Язык губит, язык и приголубит.

У слова нет крыльев, но оно летает.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

2.2. Объясните лексическое значение слов лексика, лексикон, лексикология.

2.3. Дополните таблицу примерами из данных текстов, своими примерами.


Слово как лексическая единица языка


По виду лексических значений

прямое

переносное

...

По количеству лексических значений

однозначное

многозначное

...

По соотношению звуковой формы и лексическому значению

омонимы

синонимы

антонимы

...


Окна на север

Всю жизнь мои окна на север —

Тогда, и потом, и сейчас...

И солнце тревогу рассеять

Заглянет ко мне лишь на час.

Вставай, и встречай, и приветствуй!

Ведь тянется лучика нить.

...Я с самого раннего детства

Тепло научилась ценить.

Е. С. Наумова


* * *

Какая-то птица под самым окном

Тоскует о комнатной клетке.

Она прилетает то ночью, то днем.

Качается горько на ветке.

Ей видится хлеб в человечьих руках,

Глаза, что от счастья сияют.

Наверно, устала парить в облаках —

Такое ведь тоже бывает.

Е. С. Наумова


Зимние деревья

Зимой деревья строже и мудрей.

Без лишней бижутерии, без блеска,

Без мартовских стекляшек, без затей,

Без птичьего бессмысленного треска.

Все — чистота и строгость в декабре.

Все — графика, таинственные знаки...

И стройность легких линий на заре

И в сумерках тишайших, и во мраке.

Е. С. Наумова


3. Творческий диктант по картине И. К. Айвазовского «Девятый вал». Выберем из данных синонимов слово, точнее передающее ситуацию. Подберем синонимы к слову шторм. Шторм, стихия, буря.

Синтаксические задачи. Отыщем: 1) сложносочиненное предложение, соответствующее схеме L, и L; 2) предложения с однородными членами.

Девятый вал — самая большая волна во время шторма.

Композиция и цветовое решение картины построены, на контрасте. С одной стороны, художник рисует (прекрасную, восхитительную) картину. (Чистая, прозрачная) вода, поднявшись к небу, светится в лучах солнца (удивительными, чарующими) оттенками. Праздник цвета!

С другой стороны, могучий вал (неотвратимо, неизбежно) надвигается на людей, неся им гибель. Безжалостна и неумолима (неистовствующая, безумствующая) морская стихия. Но люди продолжают бороться, и небо подает им луч помощи, посылает надежду. Бурю осилят!


4. Итог уроков. Что такое лексика? В чем заключается главное назначение слова? (Слово несет мысль о мире.)


5. Домашнее задание. Подготовить рассказ о словаре или словарях из домашней библиотеки.