ДИАЛОГ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ДИАЛОГ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографический диктант.

Середина месяца, случилось в октябре, назвали рябинником, спасти от заморозков, к праздничному дню.

Справка. Рябинник — праздник рябины.


2. Новая тема.

2.1. Работа с дидактическим материалом для наблюдения. Чтение текста одним учеником, затем — по ролям, без слов автора. Ответы на вопросы.

2.2. Чтение стихотворения по ролям.

Учитель. Как выделяется каждая реплика в устной речи и на письме?

2.3. Что такое диалог? Каково назначение диалога в языке и речи? Пользуясь языком, мы рассказываем другому человеку о своих мыслях, чувствах — о том, что увидели, пережили. Когда мы общаемся, происходит обмен мыслями — разговор двух или нескольких лиц.

2.4. Выразительное чтение. Объяснение постановки знаков препинания при диалоге.


3. Актуализация знаний.

3.1. Прочитаем сказку «Меткий ответ». Перепишем в форме диалога, записывая реплики с новой строки и ставя перед ними тире.

Петр Великий подошел к солдату, который лапти плел, и говорит: «Кто лапти плетет, весь век не цветет». А солдат отвечает: «Не было бы лапотника, не было бы и бархатника!» — «Это правильно. Лапти плесть — однова в сутки надо есть». А солдат ему: «Кто лапти плетет, весь хлеб барину отдает».

Объясните употребление в сказке слов плесть, однова.

3.2. Диктант «Говорят дети».

а) — В каком классе учишься?

— Во втором.

— И что больше всего тебе нравится в школе?

— Каникулы.

б) — Ой, мне собака руку лизнула.

— Ну и что?

— Она теперь заболеет!

— Почему?

— Руки-то немытые.


4. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение по учебнику. Второй вариант — запишите в форме диалога забавный детский разговор.