Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени - Урок 4

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени - Урок 4

Урок № 141


Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• учить задавать вопросы к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени при образовании форм глагола;

• создавать условия для выбора последовательности действий при написании безударных личных окончаний глаголов;

• учить обосновывать правильность написания безударных личных окончаний глаголов.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять лицо, число и спряжение глаголов;

• использовать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме;

• при образовании форм глагола правильно ставить вопрос;

• выбирать последовательность действий при выборе безударных личных окончаний глаголов;

• восстанавливать деформированный текст.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

• составлять план и последовательность действий;

• адекватно принимать замечания со стороны одноклассников, учителей;

• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные:

• проявлять творческое воображение, фантазию для реализации своих потенциальных возможностей;

• проявлять интерес к изучаемому предмету.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Организует подготовку и проведение письма по памяти. Даёт задание — определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

(И. Бунин)

• Самостоятельно знакомятся с текстом. Планируют подготовку к письму по памяти. Соотносят запись с образцом. Называют спряжение глаголов. Проводят самопроверку.

Мотивация познавательной деятельности

• Создаёт проблемную ситуацию — предлагает определить, одинаковые ли будут личные окончания у глаголов решать — решить, укреплять — укрепить, отвечать — ответить.

• Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

• Высказывают предположения. Объясняют свою точку зрения.

• Определяют тему урока. Ставят учебную задачу — учиться определять спряжение глаголов, различать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 196 в учебнике.

• Организует работу в парах по заданию к упр. 124 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить задание к упр. 197 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 125 в рабочей тетради.

• Читают глаголы. Определяют сходство и различие. Задают вопросы к каждому глаголу. Указывают спряжение глаголов. Делают вывод о том, что нужно быть внимательным при постановке вопроса к неопределённой форме глагола. Образуют от каждого глагола форму 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Обращают внимание на постановку вопросов. Делают вывод. Соотносят сделанный вывод с информацией в учебнике на с. 96. При необходимости вносят изменения или дополнения.

• В парах читают задание. Подбирают глаголы по указанным признакам. Обосновывают свой выбор. Представляют результаты в классе. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. Самостоятельно выполняют задание. По окончании представляют и обсуждают результаты выполнения задания. Проводят самопроверку.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает вернуться к проблемному вопросу, обосновать ответ, уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, объяснить своё мнение.

• Вспоминают проблемный вопрос, отвечают на него, называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие затруднения при выполнении заданий.

Дополнительный материал: списать текст, вставляя пропущенные буквы, указать спряжение глаголов.

В тундре летом семь погод на день: се...т, ве...т, ду...т, студ...т, моч...т, гре...т, суш...т. Приползёт туча, и накро...т тундру холодная тень. Вторая дождиком смоч...т. Третья иссечёт ледяной крупой, а быва...т, и снегом присыпл...т.

(Н. Сладков)

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу.

1. Указать глагол, который относится ко II спряжению.

[ ] копать [ ] открывать [ ] слышать

2. Указать глагол, который относится к I спряжению.

[ ] просить [ ] брить [ ] пилить

3. Указать, какое окончание не относится к I спряжению.

[ ] -aт [ ] -ем [ ] -ешь

4. Указать, у глаголов какого лица и числа в окончании пишется мягкий знак.

[ ] 3-е л., ед. ч. [ ] 2-е л., ед. ч. [ ] 1-е л., ед. ч.

5. Указать, в каком глаголе надо писать окончание -ит.

[ ] заправля... [ ] стел... [ ] прос...

Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Откуда у рыси кисточки на ушах?».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения