I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Урок № 137


Тема: I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение выделять личные окончания глаголов I и 11 спряжения в настоящем и будущем времени;

• развивать умение определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени;

• развивать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Планируемые результаты

Предметные:

• называть личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;

• сравнивать личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;

• определять лицо, число и спряжение глаголов в настоящем и будущем времени по личным окончаниям;

• определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• работать с разными словарями;

• составлять план действий согласно поставленной задаче;

• выполнять действия по плану;

• проводить самопроверку и самооценку;

• проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач.

Личностные:

• уважительно относиться к окружающей природе;

• осознавать важность защиты природы.

Межпредметные связи: чтение (работа над сравнениями).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает самостоятельно выполнить задание — прочитать глаголы, выписать сначала глаголы в настоящем времени, затем глаголы в будущем времени, указать лицо, число и спряжение глаголов, выделить окончания.

Читаем, отдохнёшь, будет ужинать, позвоните, ужинает, отдыхаешь, прочитаем, поужинает, будем читать, звоните, будешь отдыхать, блестят, будете звонить, заблестят, завтракают, будут блестеть.

• Нацеливает на определение темы урока.

• Слушают задание. Составляют последовательность действий. После выполнения доказывают правильность определения времени, лица, числа и спряжения глаголов.

• Определяют тему урока с опорой на выполненное задание.

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать утверждения, отметить верные, доказать своё мнение.

[ ] По личным окончаниям глаголы делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

[ ] Глаголы одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе.

[ ] Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.

[ ] Если форма будущего времени состоит из двух глаголов, то при спряжении изменяются только личные окончания второго глагола.

• Помогает определить учебную задачу урока.

• Читают высказывания, отмечают верные, исправляют ошибочные суждения. Доказывают свою точку зрения, приводят примеры. При необходимости опираются на информацию, представленную в учебнике на с. 88—90.

• Ставят задачу — учиться различать личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 186 в учебнике.

• Организует работу в парах по заданию к упр. 187 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 188 в учебнике.

• Предлагает выполнить дополнительное задание — найти в тексте сравнения.

Смотри!

Полосатая кошка

На тумбе сидит, как матрёшка!

Но спрыгнет — и ходит, как щука,

Рассердится — прямо гадюка!

Свернётся — покажется шапкой,

Растянется — выглядит тряпкой...

Похожа на всех понемножку.

А изредка — даже... на кошку!

Вероятно, труднее всего

Превратиться в себя самого.

(Н. Матвеева)

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 116 в рабочей тетради.

• Читают задание. Планируют деятельность по выполнению. После выполнения обсуждают полученные результаты. Делают вывод о том, что личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся. Проверяют сделанный вывод по учебнику.

• Читают задание. Обсуждаю! в парах поставленные вопросы. Подтверждают сделанный ранее вывод о том, что под ударением личные окончания глаголов пишутся так, как слышатся.

• Самостоятельно читают задание. Планируют действия по выполнению. Вставляют пропущенные глаголы, выделяют личные окончания, указывают спряжение. Проводят самопроверку при обсуждении в классе.

• Находят сравнения в тексте, объясняют их роль.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает оценить результаты деятельности учащихся на уроке, определить, чему планировали учиться и чему научились, когда и где могут пригодиться полученные знания.

• Соотносят поставленную учебную задачу с результатами урока, делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, предложением и текстом «Краб», с. 147).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 115 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить текст на свободную тему, используя сравнения.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения