Роль глаголов в языке и речи - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Роль глаголов в языке и речи - Урок 2

Урок № 123


Тема: Роль глаголов в языке и речи.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение определять глаголы среди других частей речи;

• развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении);

• создавать условия для развития фантазии, воображения в работе над текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать глаголы среди других частей речи;

• называть изученные грамматические признаки глаголов;

• определять роль глаголов в языке и речи;

• составлять устный текст по представлению.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• делать выводы на основе наблюдения и сравнения;

• вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод;

• учитывать разные мнения в совместной деятельности;

• принимать решение на основе сравнения разных точек зрения;

• адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Личностные:

• проявлять интерес к изучаемому предмету;

• стремиться к проявлению познавательных способностей.

Межпредметные связи: чтение (составление текста по представлению).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать слова К. Паустовского, объяснить смысл, выразить свою точку зрения.

«Пейзаж — не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание».

• Вовлекает учащихся в беседу — приглашает к размышлению о том, что если художник пишет пейзаж красками, то с помощью чего может писать пейзаж писатель.

• Читают высказывание, объясняют смысл. Высказывают своё отношение к прочитанным словам.

• Рассуждают о том, что для создания пейзажа в тексте автор использует слова.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает прослушать текст, определить, какие слова характеризуют пение скворцов.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно.

(А. Н. Толстой)

• Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

• Слушают текст. Называют глаголы, которые описывают пение птиц. Делают вывод о роли глаголов в языке и речи.

• Определяют тему урока, учебную задачу — учиться выделять глаголы, их грамматические признаки, продолжать раскрывать роль глаголов в речи.

Организация познавательной деятельности


• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 143 в учебнике. Нацеливает на выделение изученных грамматических признаков глагола.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 87 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить самостоятельно задание к упр. 144 в учебнике.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 145 в учебнике.

• Предлагает выполнить дополнительное задание — подобрать как можно больше глаголов к слову дождь, составить текст с опорой на эти глаголы. Даёт возможность выбрать форму работы — индивидуально, в парах или в группах.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 88 в рабочей тетради.

• Читают предложения. Выявляют, что одинаково звучащие слова могут относиться к разным частям речи. Называют признаки, по которым могут быть выделены глаголы. Называют их.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. После выполнения объясняют написание пропущенных букв, объясняют выбор заголовка, называют глаголы, употреблённые в переносном значении. Проводят самопроверку и самооценку.

• Читают задание. Планируют действия по выполнению. По окончании работы называют тип текста. Называют глаголы, передающие звуки, определяют роль глаголов в речи.

• Читают задание. Комментируют порядок его выполнения. После выполнения обсуждают содержание текста — рассказывают, какие картины представили при чтении текста, какие звуки услышали. Делают вывод о роли глаголов.

• Выбирают форму работы. Выполняют задание. После самостоятельной работы читают глаголы, дополняют свои записи.

Дождь — шумит, шуршит по листьям, идёт, капает, моросит, накрапывает, льёт, хлещет, стучит, барабанит по крышам, стекает, зарядит, хлынул, прыгает, пляшет, крадётся и т. д.

Самостоятельно составляют и представляют в классе устные тексты. Обмениваются впечатлениями.

• Читают задание. При необходимости задают вопросы.


Подведение итогов


• Предлагает соотнести поставленную задачу и результаты деятельности на уроке, определить степень её решения, отметить затруднения, которые возникали во время урока, выявить причины, найти пути выхода.

• Анализируют результаты учебной деятельности. Делают выводы.


Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (зрительный диктант «Весной дождик шальной...», с. 144).


Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 89 в рабочей тетради.


Дополнительные творческие задания: составить текст о любом небесном явлении.


Самоанализ


Достижения

Сложности

Предложения