СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Русский язык 3 класс - разработки уроков

СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цель: уточнить и систематизировать знания учащихся о предложении; развивать умение анализировать предложения.

Ход урока

I. Чистописание.

На с..сне дятел долбит ш..шку.

– Объясните правописание пропущенных букв

– Спишите, выделите грамматическую основу предложения.

II. Закрепление. (Упр. 10.)

1. Ответы на вопросы.

– Какими знаниями необходимо владеть, чтобы выделить предложения из потока речи?

– Почему важно знать эти правила?

2. Самостоятельная работа: письменно упражнение 7.

I вариант – запишите словосочетания;

II вариант – запишите предложение.

Физкультминутка

3. Проверка. Докажите правильность своего суждения.

4. Оформление предложений на письме. (Упр. 12.) Анализ предложения: о ком и о чем идет речь в предложении. Составление словосочетаний из слов предложения.

– Что говорится о медвежонке?

– Найдите слова в предложении, связанные со словом распевал. Выпишите словосочетания.

5. Словарная работа.

– Отгадайте загадки:

а) Дышит, растет,

а ходить не может.

(Растение.)

б) Красненькая Матрешка,

беленькое сердечко.

(Малинка.)

– Одни ученые связывают происхождение слова малина с корнем мал: малиновая ягода состоит из множества маленьких ягодок-зерен. Другие считают, что ягода получила имя за свой темно-красный малиновый цвет. Когда говорят: «малиновый звон»? (О мягком звоне колоколов.)

– Замените одним словом: огурцы, морковь, свекла, помидоры… (Овощи.)

– Записать по вариантам однокоренные слова.

I – растения; II – малина; III – овощи.

III. Итог урока.

– Что такое словосочетание?

– Что нужно сделать, чтобы показать связь слов в словосочетании? (Поставить вопрос от главного слова к зависимому.)

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание,

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права,

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни как основу.

Домашнее задание. Выучить новые словарные слова (растение, малина, овощи), составить с новыми словами предложение.