Разделительный мягкий знак (ь)

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Разделительный мягкий знак (ь)

ЦЕЛИ УРОКА: дать представление о роли разделительного мягкого знака в слове, познакомить с правилом написания разделительного мягкого знака, развивать умение соотносить произношение слова с разделительным мягким знаком и написание этого слова.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат представление о роли разделительного мягкого знака в слове, познакомятся с правилом написания разделительного мягкого знака.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Словарный диктант. Один ученик называет слово из словаря на тему «Огород», а другой комментирует написанное; все ученики записывают это слово в тетрадь.


2. Актуализация знаний

Запись на доске:

Деревья, ручьи, ночью, веселье

— Прочитайте слова.

Что объединяет слова данной группы?


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 31.

— Прочитайте тему нашего урока. (Разделительный мягкий знак.)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (Ь)?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 31, упр. 51. Определение значения слов полю, полью, солю, солью. Высказывание предположений о том, что может означать разделительный мягкий знак. Составление и запись предложений со словосочетаниями полю грядки, полью грядки, солю капусту, солью воду.

Чтение рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 31). Исследовательская работа.

— Спишите группу слов, записанную на доске.

Деревья, ручьи, ночью, веселье.

— Букву, которая написана перед ь, подчеркните одной линией;

Букву, которая написана после ь, подчеркните двумя линиями;

Какой вывод о написании разделительного ь вы можете сделать?

Работа по учебнику. С. 32, упр. 52. Наблюдение над произнесением слова с разделительным мягким знаком. Соотнесение звуковых и буквенных обозначений слов с разделительным мягким знаком. Выполнение заданий упражнения. Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 32).

Работа по учебнику. С. 32, упр. 53. Выполнение заданий.

Словарная работа. Работа со словарным словом обезьяна.

Запись на доске:

Музыканты прибежали,

В барабаны, застучали.

Вдруг забили барабаны.

Прибежали об_з_яны. (К. Чуковский)

Работа по индивидуальным карточкам.

Задание. Вписать словарное слово обезьяна в стихотворение. Прочитать полученное стихотворение.

Апельсины и бананы

Очень любят ________.

Любят детки, любят мамы,

Могут съесть их килограммы.

Любят папы- ________

Апельсины и бананы.

(Л. Луканова)


Весёлым ________

На месте не сидится.

Весёлым ________

Так хочется резвиться.

Они всем корчат рожи,

Хватают всё подряд.

Они, вполне возможно,

Берут пример с ребят!

(Е. Арутюнова)

Выполнение задания в рабочей тетради. С. 19, упр. 38 (первый столбик слов). Соотнесение звуковых и буквенных обозначений слов с разделительным мягким знаком. Запись слов.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Задание. Выберите одно из близких по смыслу слов. Запишите полученный текст, вставляя пропущенные буквы в словарных словах. Запись с комментированием (чётко проговаривать окончания слов).

Запись на доске:

Настоящее счастье для н..рода в ... . Я помог т..варищу в этом трудном ... . Х..р.. тому, кто любит свою ... .

Слова для справок: работа, дело, труд.


6. Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 19, упр. 39.

Игра «Кто быстрее соберёт из слогов слова с разделительным мягким знаком».

Запись слов в рабочей тетради.


7. Домашнее задание к следующему уроку

Выполнить задания в рабочей тетради на с. 19, упр. 38 (2 столбик).


8. Подведение итогов урока

— Что означает разделительный мягкий знак?

Почему его так называют?

Когда в слове пишется разделительный мягкий знак?

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья. (Е. Измайлов)