Предложение как единица речи, его назначение и признаки

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Предложение как единица речи, его назначение и признаки

ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания учащихся о признаках предложения, учить отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения в деформированном тексте.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся научатся отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, определять границы предложения в деформированном тексте.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задание по рабочей тетради на с. 8, упр. 12.

— На какие части вы разделили текст? Прочитайте начало текста, основную часть, концовку. Предложите свой заголовок текста.


2. Актуализация знаний

Словарный диктант с комментированием.

На доске цветок ромашка. На лепестках цветка написаны номера, которые соответствуют порядковым номерам слов в кроссворде, а с обратной стороны — слова. Ученик «срывает» лепесток, читает слово, с комментированием записывает слово в клетки кроссворда. Остальные учащиеся записывают слова в тетради.



— Какое слово «лишнее»? Обоснуйте свой ответ. («Лишнее» слово жираф, так как все остальные слова являются словарными.)

Прочитайте ключевое слово. (Предложение.)


3. Целеполагание

Работа по учебнику на с. 23, 24.

— Мы начинаем изучение нового раздела «Предложение». Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Определите учебно-познавательную задачу урока (Что такое предложение?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 24, упр. 20.

— Прочитайте. Определите, где записано предложение. Постарайтесь обосновать свой ответ.

Спишите предложение.

Прочитайте рубрику «Сведения о языке». Что такое предложение? Определите главную мысль предложения. Постарайтесь объяснить, как вы это понимаете.

Словарная работа.

— Какое новое словарное слово встретилось в предложении? (Родина.)

Чтение стихотворения 3. Александровой «Родина» заранее подготовленным учеником.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.


У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.


В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.


Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Уточнение значения слова, объяснение написания слова в узком смысле (родина — это место, где ты родился) и в широком (Родина — Отчизна). Запись слова в тетрадь. Составление предложения с этим словом.

Работа по учебнику. С. 24, упр. 21.

Работа в парах.

На столах у учащихся карточки с записями. Учащиеся должны прочитать и обсудить: что является предложением, а что набором слов.

image62

Составление предложений по сюжетной картинке. (Сюжетную картинку учитель вправе выбрать самостоятельно.)


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по индивидуальным карточкам.

— Выберите предложения на тему «Цыплёнок и его мама», расположите эти предложения так, чтобы получился текст. «Лишние» предложения зачеркните.

[ ] Под дубом рос белый гриб.

[ ] И была у него мама.

[ ] Жил на свете цыплёнок.

[ ] Ястреб свил гнездо на вершине сосны.

[ ] Он был маленький.

[ ] Мама очень любила цыплёнка.

Способ проверки: фронтальный опрос. Учитель может выполнить выборочную проверку выполненного задания.


6. Самостоятельная работа

Работа по индивидуальным карточкам (продолжение).

— Придумайте заголовок к тексту. Спишите полученный текст.


7. Домашнее задание

Выполните упр. 14 на с. 9 в рабочей тетради.


8. Подведение итогов урока

— Что такое предложение?

Расскажите, как в устной речи различить предложения.

Как различить предложения в письменной речи?