Б. В. Заходер и его произведения для детей

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Б. В. Заходер и его произведения для детей

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с творчеством Б. В. Заходера;

• усовершенствуют навыки чтения в пределах программы;

• разовьют умение заучивать стихотворные произведения;

• приобретут интерес к творчеству русских писателей, стремление читать и слушать чтение взрослых.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Составьте из букв и, к, и, н, г слово. (Книги.)

Вспомните, как надо обращаться с книгами. (Аккуратно, обернуть в обложку, пользоваться закладкой, не рисовать в книге, вовремя возвращать книгу товарищу, в библиотеку.)

Прочтите пословицы: Испокон века книга растит человека. Книги не говорят, а правду сказывают. Хорошая книга — лучший друг. Объясните их значение.


2. Мотивация учебной деятельности

Конкурс чтецов стихотворных произведений знакомых авторов.


3. Работа по теме урока

— Отгадайте фамилию автора, чьи стихотворения мы будем сегодня читать. Составьте её из букв. Буквы возьмите из заданий: первый слог в слове зарядка, второй слог в слове подходит, первый слог в слове держит. Что получилось? (Заходер.)

Борис Владимирович Заходер написал много прекрасных стихов для детей. Это «Серая звёздочка», «Строители», «Кискино горе», «Куда спешат головастики», «Про сома», «Собачкины огорчения» и многое другое. Как и С. Я. Маршак, Б. Заходер занимался переводом произведений иностранных авторов на русский язык. Благодаря ему мы узнали такие сказки, как «Винни-Пух и всё-всё-всё» (А. А. Милна), «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (А. Линдгрен), «Питер Пен, или Мальчик, который не хотел расти» (Дж. Барри), «Приключения Алисы в стране чудес» (Л. Кэрролла). Давайте вспомним произведения Б. В. Заходера, которые мы уже читали.

Отгадайте загадку.

Почему в отгадке только один слог?

Шубка — иголки.

Свернётся он — колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)

Дети читают стихотворение. Возможно — наизусть.

— Итак, зачем ежу нужны иголки? (Защищаться от врагов.)

Что ещё интересного вы знаете об этом животном? (ёж на зиму засыпает.)

Прочитайте стихотворение и найдите слова, в которых два слога. (Такой, всякий, случай, знаешь, мои, лисы, волки.) Рассмотрите книги Б. Заходера.

Дети рассматривают книги, по оформлению обложки высказывают предположения о содержании книги, учитель читает несколько стихотворений.

— Итак, послушайте стихотворение «Два и три» (с. 107). Кто герои стихотворения? Что вы узнали о Серёже? (Мальчик-первоклассник. Он умеет считать до 10. Мальчик «задрал нос», значит, загордился.)

Удалось ли Серёже перехитрить папу? (Папа всё понял.)

Как вы понимаете фразу «А хочешь на пари...»? (На спор.)

Как папа отнёсся к Серёжиной хитрости? (Он сам решил пошутить над сыном и проучить его.)

— Прочитайте это стихотворение выразительно. Найдите строки, в которых автор смеётся над Серёжей? («Не грех такому мудрецу задрать курносый нос...».)

Прочитайте стихотворение «Песенка-азбука». Понравилось стихотворение? Какое оно? (Весёлое, смешное.)

А о каких тридцати трёх сестрицах идёт речь? (О буквах алфавита.)

Найдите в этом алфавите колючий комок. (Ёж.)

Теперь найдите слово, которое слышится в тёмном лесу ночью. (Уф — это кричит филин.)

Каких букв не хватает в стихотворении? (Букв ь, ы, ъ.)

Для чего используются ь и ь знаки? (Буква ь — для обозначения мягкости согласных звуков; ъ и ь знаки — как разделительные.)

Прочитайте стихотворение «Куда спешат головастики».

На доску прикрепляются кусочек голубой «воды» и рогоз.

Куда спешат головастики

Вихрем

Мчится

Под водой

Головастик молодой.

А за ним —

Ещё пяток,

А за ним сплошной поток:

Тот без ног,

А тот с ногами,

Этот — прямо,

Тот — кругами.

Кто — налево,

Кто — направо, —

Так и носится орава

Вдоль пруда,

Вокруг пруда...

Почему? Зачем? Куда?

Головастики спешат

Превратиться в лягушат!

— Почему я читала это стихотворение такими отрывками, короткими строчками, быстро? (Головастики маленькие, быстрые, юркие. Вот и читать надо так же быстро, как они мелькают из стороны в сторону.)

Как вы понимаете выражение так и носится орава? Почему головастики были кто с ногами, кто с хвостиком, без ног?

Дети рассказывают как появляются головастики.

— Как называется растение, которое изображено на рисунке? (Камыш.)

Следует показать картинку камыша и рогоза.

— Отгадайте загадку.

Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака)

Теперь мы познакомимся со стихотворением «Собачкины огорчения».

В лесочке, над речкой, построена дачка.

На дачке живёт небольшая собачка.

Собачка довольна и лесом, и дачей.

Но есть огорчения в жизни собачьей.


Во-первых, собачку слегка раздражает,

Что дачу высокий забор окружает.

Ведь если б не этот противный забор.

То с кошками был бы другой разговор!


Её огорчает, что люди забыли

Придумать собачкам автомобили.

Собачка обиды терпеть не желает:

Она на машины отчаянно лает!


Ей грустно глядеть на цветочные грядки:

Они у хозяев в таком беспорядке!

Однажды собачка их славно вскопала,

И ей же, представьте, за это попало!


Хозяин собачку за стол не сажает,

И это, конечно, её обижает:

Не так уж приятно приличной Собачке

Сидеть под столом, ожидая подачки!


Но дайте Собачке кусочек печенья —

И сразу окончатся все огорченья!

— Кто рассказывает нам про собачкины огорченья? (Автор.)

Как вы думаете, как автор относится к собачке? (Он её любит и тихонько подсмеивается над ней.)

Как вы думаете, автор верит, что собачки могут говорить, рассуждать? (Собака очень внимательно слушает человека, его команды, запоминает эти команды. Но это животное, и размышлять и говорить собака не может.)

Кто помнит пословицы про собаку и человека?


4. Рефлексия учебной деятельности

— С творчеством какого писателя вы познакомились? Что вы о нём узнали? Какое стихотворение вам особенно понравилось?