Звуки [п] и [п']. Буква П, п. Закрепление

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [п] и [п']. Буква П, п. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся различать в словах звуки [п] и [п'];

• определять в словах их местонахождение;

• давать характеристику любому изученному согласному звуку;

• научатся читать целыми словами, выразительно и понятно;

• составлять текст, украшать его выразительными словами и оборотами речи, пересказывать.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— В какую группу входит буква П? Сколько таких букв? (4 буквы.) Какие общие свойства у всех этих букв?


2. Мотивация учебной деятельности

— Учимся произносить скороговорку, чётко, ясно, разборчиво проговаривая каждое слово.

— Расскажите про покупки.

— Про какие, про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Что такое покупки?

Дети дают объяснение значения этого слова.

— Назовите звуки, которые мы изучили на предыдущих уроках. Дайте им характеристику.

Для того чтобы на первоначальном этапе заучивания скороговорки дети не сбивались при произнесении слова покупки, можно взять в руку, положить перед собой на парту крупный слогпо. По мере того как ребёнок при произнесении скороговорки подходит к слову покупки можно движением руки показывать на слог по. Таким образом, ошибка полностью исключается. 2-4 человека произносят скороговорку, убыстряя темп.


3. Работа по теме урока

— Рассмотрите ребус и попробуйте прочитать.



— Что такое подарок? Когда он нам бывает нужен?

Прочитайте текст «Покупки» на странице 81. Как голосом можно показать окончание предложения? Что обозначает знак, стоящий в конце предложения? О чём идёт речь в тексте? (Папа покупает детям подарки.)

Какие подарки вы получали в своей жизни? Какой подарок был самым любимым? Какие слова вы составили, меняя в основном слове гласные буквы?

Дети печатают слова на доске и в тетради для печатания — полка... (пилка, палка.)

— Давайте составим свой текст. Сейчас мы попробуем украсить каждое предложение уже в данном тексте. Введём туда дополнительные красивые слова.

Покупки

Папа купил Пете пенал для цветных карандашей и ручки. Вера попросила папку для тетрадей и пластилин. А маленькой Лене подарили говорящую куклу. Павлику подарили папку, кисти и акварельные краски. Дети были очень рады.


— Перескажите новый текст.

Заслушиваются 2-3 ученика.

— Как ещё можно было озаглавить рассказ? (Подарки. Папа и дети...)

Какой предмет является лишним для этой группы предметов? (Кукла, так как это игрушка. Все остальные предметы — это школьные принадлежности.)

Прочитаем стихотворение А. Л. Барто «Подари».

«Игорёк, Игорёк,

Подари мне пузырёк.

Ты же мне товарищ.

Пузырёк подаришь?..»

и т. д.

Какая картина вам представилась, когда вы прочитали начало этого стихотворения?

Читаем стихотворение С. Я. Маршака «Жадина».

— Дай-ка, Гриша, карандаш,

— Ты обратно не отдашь.

— Гриша, Гриша, дай резинку.

— Ты откусишь половинку.

— Гриша, Гриша, дай чернил.

— Ты бы сбегал и купил.

Про кого вы услышали в стихотворении? (Про Гришу и его товарищей.)

О чём просили мальчики Гришу? Что отвечал друзьям Гриша? Как вы оцениваете поведение Гриши? Чему учит нас это стихотворение? Что высмеивается в этих стихах? (Жадность и попрошайничество.)

Как поэты рассказывают нам об этих пороках? (Со смехом, с юмором, шутливо.)

Прочитайте рассказ «Скоро конкурс» на странице 80. Попытайтесь выделить слово, которое очень часто повторяется в тексте. (Очень часто повторяется слово нарисовал.)

Хорошо это или плохо, когда повторяется в рассказе одно и то же слово? (В русском языке много слов, которые обозначают одно и то же. Лучше, когда употребляем в тексте разные слова.)

Какими словами можно заменить слово нарисовал? Эти слова называются синонимами. (Изобразил, написал красками...)

— Назовите имена собственные. Выделите орфограмму. (Вера, Павел, Виктор, Полина.)

Прочитайте текст и замените повторяющиеся слова словами, близкими по смыслу, синонимами.

Дети читают новый текст. Используют слова нарисовал, изобразил, появились, раскрасил и т. д.

— Соедините начала предложений с картинками. Дополните предложения красивыми словами или словами, уточняющими ситуацию. (У нас в классе скоро будет конкурс рисунка. Вера нарисовала изумительную (очень красивую, смешную, голубоглазую и т. д.) куклу. Павел изобразил отличный трактор. У Виктора получился огромный подъёмный кран. На рисунке Полиныклумба с разноцветными астрами. Дети довольны своими рисунками. Учительница Мария Ивановна улыбалась уголками рта. Рисунки и ей понравились.)

Напечатайте предложения по выбору. Вместо слов, в которых есть неизвестные буквы, можно сделать рисунок этого предмета. Рассмотрите три картинки и составьте к ним предложения.

Дети могут использовать слова из прочитанных текстов.


image264


— Дети рисовали красками, цветными карандашами. Расскажите, какие цвета карандашей вы знаете. (Красный, синий, зелёный...)

Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло

Над рекой повисло.

(Радуга)

Назовите цвета, которые видны в радуге. Я скажу вам предложение-подсказку, и вы запомните все цвета радуги, которые идут строго друг за другом: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны. Попробуйте отгадать цвета по первой букве каждого слова из этой фразы. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

Подчеркните в этой фразе буквы, которые обозначают гласные звуки. Ответьте на вопрос: с какими гласными согласные читаются мягко? (С гласными е и и.)

Теперь отгадайте загадки.

Круглый, полосатый,

С огорода взятый,

Сахарный и алый стал —

Кушайте, пожалуйста. (Арбуз)


Красные и чёрные,

Кислые и сладкие,

Кислые и сладкие,

Так и просятся

— И в рот, и в варенье,

И в компот. (Ягоды)


Одета — ежом,

А уползает — ужом. (Ежевика)


Стоит на горке

В красной рубашке Егорка.

Кто ни пройдёт,

Всякий поклонится. (Подосиновик)


Семьдесят одёжек,

Все без застёжек. (Капуста)


Под землёй птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла. (Картофель)


На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)


Сидит дед

В сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)


Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко)


Красненькая Матрёшка,

Беленькое сердечко. (Малина)


Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)


Чёрная в земле, а зелёная снаружи. (Редька)


Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква)


Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)


Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь)


Лежит меж грядок зелен и сладок. (Огурец)

Из данных слов-отгадок подберите предметы одного ряда. (Здесь есть овощи, фрукты, ягоды.)

Рассмотрите картинки на странице 82. Прочитайте под ними подпись. Про какие овощи мы отгадывали загадки? (Про лук, тыкву, капусту.)

Придумайте загадку про репку. Нужно сказать, какая она на вид, какая репка внутри, какая на вкус...

Можно ли салат и укроп назвать овощами? Дополните предложения словами, которые начинаются с буквы П. (Это огородная зелень.)

Учащиеся выходят к доске, поднимают картинку, которая соответствует предложению и называют слова. Предложения читают хорошо читающие дети.

На огороде росли красные...

В саду распустились красивые...

Мальчик отправил...

Полина сняла...

Набор картинок: помидоры, ромашки, перцы, пионы, письмо, посылка, бандероль, послание, пальто, шаль, перчатки.

— Внимательно прочитайте слова, запомните их написание. Поставьте ударение в слове пила. Закройте книгу. Запишите самостоятельно это предложение в тетрадь для печатания.

Прочитайте предложение про пилу. Что делают пилой? К какому ряду предметов можно отнести пилу? (Это инструмент.)

Составьте и запишите предложения. Нам помогут картинки, которые вы видите на доске (сук, ветки, ствол). (Пила пилила сук. Пила пилила ветки. Пила пилила ствол.)

Прочитайте текст «Повар» на странице 83. Составьте свой рассказ.

Плитка — это что такое? (с. 82) С каждым словом составьте по предложению.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Расскажите всё, что вы знаете о букве п. Какие буквы на ленте букв имеют такие же характеристики, как буква л? Вспомните, как называются слова с одинаковым значением.