Применение официально-делового стиля речи

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Применение официально-делового стиля речи

Цели: показать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни; развивать умение пользоваться этим стилем на практике.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и разбор двух-трех работ (анализ текста).


II. Официально-деловой стиль

В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы уже писали самостоятельно. Приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов.

- Попробуем составить несколько таких документов.


1. Заявление

Наименование адресата располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилия и инициалы заявителя в родительном падеже без предлога; иногда прилагается адрес и паспортные данные заявителя. Слово заявление пишется с прописной буквы и ставится в середине строки. Далее идет текст заявления, краткий и четкий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа - подпись заявителя. Аналогично оформляются такие документы, как расписка, доверенность, апелляция.

Например:

Директору средней школы № 342

Анисимову Н. П.

ученика 11 Б

класса Третьякова P. O.


Заявление

Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 11 и 12 февраля 2008 г. по семейным обстоятельствам.

8 апреля 2008 г. (подпись)


2. Доверенность

Доверенность

Я, Крученых Мария Николаевна, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за март 2008 г. Крученых Антону Сергеевичу.

Мой паспорт: (данные).

Паспортные данные Крученых Антона Сергеевича: (данные).

2 апреля 2008 г. (подпись)


3. Апелляция

Написание апелляции может пригодиться в случае несогласия абитуриента с оценкой письменной экзаменационной работы.

Председателю

апелляционной комиссии

Хабаровского медицинского института

профессору Маланину Ю. В.

абитуриента Григорьева А. Д.,

поступающего на стоматологический факультет.


Апелляция

Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками на 2-й и 3-й страницах сочинения.

20 июля 2008 г. Григорьев.


4. Резюме

Это совершенно необходимый вид документа, который должны уметь составлять все, кто хочет найти хорошую работу. Часто в объявлениях о приеме на работу просят претендентов послать свое резюме. Обычно в резюме указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение, гражданство. Затем следуют сведения о профессиональной подготовке: образование, знание языков, степень владения компьютером, стаж работы. Здесь вы можете написать об особых заслугах, которые, по вашему мнению, могут сыграть решающую роль при рассмотрении вашего резюме: диплом с отличием, опыт работы в данной сфере деятельности, наличие печатных работ, стажировка за границей и т. п. Далее следует указать ваш адрес, телефоны (служебный, домашний, мобильный), место работы и должность. Можно приложить рекомендации (отзывы о вашей работе или учебе).

Резюме

Парфенов Михаил Дмитриевич

7 июля 1990 г., г. Тверь

Не женат.

Гражданин РФ.

Домашний адрес: г. Тверь, ул. Свободы, д. 43, кв. 89. Тел. 63-74-48.

В 2007 г. закончил среднюю школу № 67 с углубленным изучением математики, информатики и английского языка. В этом же году поступил на механико-математический факультет ТГУ. Углубленно занимаюсь программным обеспечением компьютеров. Владею английским языком.

К резюме прилагаю отзыв о моей работе в студенческом научном обществе.

12 февраля 2008 г. Парфенов.


III. Работа по учебнику

Проводится работа с упражнениями из учебника Р-1: 472, 473, 474, 475, 476 (устно, по выбору).


Домашнее задание

Из Р-1: упр. 463, 466, 469, 470.