Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ

Цели: выявить связи морфологии и орфографии; разбирать задания тестов ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.


II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.


III. Разбор заданий ЕГЭ

1. Слово учителя.

Выполним задания тестов ЕГЭ, которые касаются связи морфологии и орфографии, то есть такие, в которых для правильного написания необходимо определение частей речи и их морфологических характеристик.

2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква el

1) к распустивш..йся сирен.., об улыбающ..мся сынишк..;

2) на предыдущ..м конкурс.., в осыпающ..йся хво..;

3) на цветущ..й вишн... о дальнейш..м намерени..;

4) последн..й встреч..й, с развевающ..мся знамен..м.

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) к строящ..йся магистрал.., в светло-син..м костюм..;

2) под засохш..м топол..м , о дальнейш..м сотрудничеств..;

3) на открывш..мся форум.., перед цветущ..й вишн..й;

4) до следующ..й встреч.., на развевающ..мся вымпел..

Комментарии учителя

В заданиях подобного типа, прежде всего, надо определить, в каких морфемах пропущены буквы. Выясняем, что все пропущенные буквы относятся к окончаниям. Теперь решим, к каким частям речи относятся данные слова. Среди данных слов есть существительные, прилагательные и причастия.

Затем действуем следующим образом. Если это прилагательное или причастие, ставим к нему вопрос. Ударный гласный в окончании вопроса подсказывает нужную букву (варианты гласных в окончаниях - е-о, и-ы).

Первое задание: 1) к сирен., (какой?) - распустившейся, о сынишк.. (каком!) улыбающемся; ... 4) встречай (какой?) последней, со знамен..м (каким?) развевающимся.

Второе задание: 1) к магистрал.. (какой?) - строящейся, о костюм.. (каком?) - светло-синем; 2) под топол..м (каким?) - засохшим, о сотрудничества (каком?) - дальнейшем; 3) на форум., (каком?) открывшемся, перед вишн..м (какой?) цветущей ; 4) до встреч.. (какой?) следующей, на вымпел.. (каком?) развевающемся.

Обратим внимание, что вне контекста невозможно правильно определить окончание, так как формы с безударными окончаниями являются омофонами (звучат одинаково): со знаменем (каким?) развевающимся - о знамени (каком?) развевающемся.

Что касается безударных окончаний существительных, можно посоветовать проверять их ударением. Алгоритм проверки таков:

1) ставим существительное в начальную форму;

2) определяем его склонение;

3) находим любое слово этого склонения с ударным окончанием в той же форме (с тем же предлогом);

4) подставляем это окончание в наше слово. Учтем, что о соответствует е (окном - полем), а ы-и (красный - синий).

Например: к сирен.., к магистрал...

1) сирень, магистраль; 2) 3-е склонение; 3) рожь - ко ржи; 4) к сирени, к магистрали.

Приведем примеры для существительных других склонений:

О сынишк.., вхво.., перед вишн..м, встреч..й

1) сынишка, хвоя, вишня, встреча; 2) 1-е склонение; 3) земля - 3 земле, перед землей; 4) о сынишке, в хвое, перед вишней, встречей.

На конкурс.., о дальнейшем сотрудничеств...

1) конкурс, знамя, костюм, тополь, сотрудничество, форум, вымпел; 2) 2-е склонение; 3) стол - столом, о столе; 4) на конкурсе, со знаменем, в костюме, под тополем, о сотрудничестве, на форуме, на вымпеле.

Особую группу составляют существительные на -ий, -ие, -ия (гербарий, знание, акция). И в этом случае проверка довольно проста. Там, где у «обычных» существительных в безударных окончаниях пишется е, у существительных данной группы стоит и:

Д. п.: земле, но: акции.

П. п.: о столе, но: о гербарии, о знании; о земле, но: об акции.

В нашем случае существительное на -we - намерение - значит, о намерении.

Итак, правильный ответ первого задания под цифрой 2, второго задания - под цифрой 3.

Заметим еще, что некоторые существительные женского и среднего рода имеют два равноправных варианта, иногда различающихся семантически: сомненье и сомнение, терпенье и терпение, воскресенье и воскресение, Марья и Мария, Софья и София и т. д. На этих примерах хорошо показать разницу в склонении.

Д. п.: письмо Марье, но: Марии; Софье, но: Софии.

П. п.: говорить о Марье, но: о Марии; о Софье, но: о Софии; находиться в сомненье, но: в сомнении; думать о воскресенье, но: о воскресении.

Выполним другие задания ЕГЭ, где необходимо знание морфологии.

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1) бросить клим.., утеш..ся малым;

2) не реж..те мелко, серебряная брош..ка;

3) ударить наотмаш.., намаж.. масло на хлеб;

4) быстро пострич..ся, суп горяч..

4. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется ь?

A. Пусть помнит..ся только хорошее.

Б. Многие любят людей, с которыми легко общат..ся.

B. Если вам встретит..ся непонятное слово, посмотрите в словарь.

Г. Не пряч..тесь от грозы под деревьями.

1) А, Б;

2) Б, Г;

3) В, Г;

4) Б, В, Г.

Комментарии учителя

3. Правильный ответ под цифрой 3: ударить наотмашь, намажьте масло на хлеб.

4. Правильный ответ под цифрой 2 (Б, Г): Многие любят людей, с которыми легко общаться. Не прячьтесь от грозы под деревьями.

При выполнении этого задания, прежде всего, надо определить часть речи. Если слово - существительное женского рода, надо быть особенно внимательными, так как часто ошибки происходят при написании таких слов, как стая туч, пять задач, березовых рощ. Вспомним, что ь ставится на конце существительных 3-го Уклонения (рожь, фальшь, ночь, соль), а слова туча, задача, роща относятся к 1-му склонению.

В третьем задании есть еще маленькая ловушка: существительное брошь - 3-го склонения, пишется с ь, существительное брошка - 1-го склонения, ь, разумеется, не сохраняется.

Редко делают ошибки в существительных 2-го склонения с шипящей на конце: клич.

Происходит путаница в кратких формах прилагательных. Если мы правильно определим часть речи в словах горяч, пахуч, пригож, то избежим ошибки.

В наречиях на шипящую ь пишется во всех случаях, кроме уж, замуж, невтерпеж. Значит, наотмашь - с ь.

В глагольных формах затруднение часто вызывает форма повелительного наклонения с шипящей на конце: утешься малым, не режьте мелко, намажьте масло на хлеб, не прячьтесь от грозы под деревьями.

Напомним, что ь ставится на конце слова в глаголах повелительного наклонения (утешь, режь, намажь, прячь, ешь) и сохраняется во множественном числе (утешьте, режьте, намажьте, прячьтесь, ешьте), а также перед суффиксом -ся (утешься, прячься) '. Проверить эти слова можно той же формой с нешипящим согласным на конце (встань - встаньте, брось - бросьте), где ь явно присутствует.

Происходят ошибки в омофоничных формах инфинитива глагола, формах 3-го лица и его безличных формах: не надо бояться - его все боятся; не буду зря тревожиться — она часто тревожится, от безделья можно и спиться - утром сладко спится (укажем и омофоничное существительное спица). В подобных случаях для проверки ставим вопрос к глаголу: (что делать?) общаться, (что сделать?) постричься, пуститься (что делается?) - помнится, (что сделает?) - встретится.

Напомним об омонимах и омоформах и в существительных. Существительное 3-го склонения печь и глагольный инфинитив печь пишутся с ь; существительное 3-го склонения тушь - с ь, а 2-го склонения туш - без ь; глагольная форма повелительного наклонения плачь пишется с ь, а существительное 2-го склонения тан - без ь. Поэтому надо обязательно рассматривать примеры в контексте.

Итак, для правильного выбора орфограмм в заданиях подобного рода необходимо применить знания по морфемике и морфологии.


Домашнее задание

Из Р-2: упр. 238, 242, 247, 406.

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.