Морфемика: состав слова и орфография. Разбор заданий ЕГЭ

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Морфемика: состав слова и орфография. Разбор заданий ЕГЭ

Цели: повторить сложные вопросы морфемики; углублять знания по теме «Состав слова»; разбирать задания теста ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.


II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.


III. Повторение темы «Состав слова» (орфограммы в приставках и суффиксах)

1. Беседа.

Морфемика - раздел языкознания, изучающий строение слова, его состав. Морфема - наименьшая значимая часть слова. Каждая морфема имеет своё значение.

- Какие морфемы вам известны? (Корень, приставка, суффикс, окончание.)

- Какие морфемы входят в основу слова? (Все, кроме окончания.)

- В чем отличие окончания от остальных морфем? (Окончание образует формы одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется.)

- Все ли самостоятельные части речи имеют окончание? (Наречия и деепричастия не имеют окончаний - это неизменяемые части речи. Деепричастие некоторые ученые рассматривают как одну из форм глагола, другие — как самостоятельную часть речи.)

- Есть ли окончания у слов трамвай, свеж, пять, он, твой, ушёл? Как это доказать? (Да, окончания нулевые. При изменении этих слов окончание проявляется: трамваи, свежа, пятью, его, твоим, ушла.)

Разберем несколько заданий, в которых необходимо не только разобрать слово по составу, но и определить значение морфем.


2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. В каком слове есть приставка пре- со значением «очень»?

1) презумпция;

2) презрительно;

3) презабавный;

4) преступление.

2. В каком слове есть суффикс -ик- со значением «маленький»?

1) ключик;

2) плотник;

3) вареник;

4) зяблик.

Комментарии учителя

В 1-м задании значение «очень» имеет только одно слово, под цифрой 3 - презабавный. (Правильный ответ - 3.)

Гласные в этих приставках зависят от их смысла. Приставка пре- может иметь значение «очень» (прехорошенькая, премудрый, презабавный) и значение, близкое к приставке пере- (прервать, прекратить, преступить закон).

Приставка при- имеет несколько значений, объединенных общим понятием - «близость» (присоединить, прибежать, приморский), а также значение неполноты действия (прикрыть, присесть, приглушить).

Надо иметь в виду, что далеко не всегда можно объяснить правописание слов, имеющих приставки пре- и при- или начинающихся с этих букв. Зачастую трудно или невозможно определить значение этих приставок; приятель, природа, прелесть и т. д.

Необходимо обратить внимание на приставки с чередующимися согласными. Перед звонкими согласными и гласными пишем з (измерить, разбить, безобразный), перед глухими согласными - с (испортить, нисходящий).

Во 2-м задании правильный ответ под цифрой 1 - ключик. Для того чтобы выявить значение суффикса, надо правильно разобрать слово по составу. Так, в слове плотник суффикс -ник-, значит, мы его не рассматриваем. Слова вареник и зяблик не имеют уменьшительного значения, это их исходная форма.

Выполним задания, сформулированные в тестах ЕГЭ иначе, но тоже связанные с морфемикой.

Задания

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) чересчур, чре..мерно, и..подтишка;

2) пр..чудливый, непр..рекаемый, пр..обретенный;

3) под..грать, пред..стория, без..нициативный;

4) пред..стеречь, поз..вчера, нед..варить.

4. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..бежать, ни..падающий, ра..весёлый;

2) пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание;

3) без..скусный, раз..скать, за..сбивающий;

4) в..южный, под..езжая, с..ёмка.

Комментарии учителя

Правильный ответ 3-го задания - под цифрой - 3, 2-го - под цифрой 2.

Важно сначала прочитывать каждое задание целиком и находить в подборе слов закономерность, которая поможет в поиске правильного решения.

Выполнение этих заданий требует разбора слов по составу. Например, во всех словах 1-го задания и в ряде слов 2-го пропущены буквы на стыке приставки и корня. В первом ряду это согласные з-с на конце приставок. Перед звонкими согласными пишем з (чрезмерно, избежать), перед глухими - с (чересчур, исподтишка, ниспадающий). Главное - разглядеть в этих словах приставки.

Второй ряд слов содержит приставки пре-, при-. В слове пререкание (1-е задание) приставка близка по значению к пере-, а в слове непререкаемый (2-е задание) эта приставка «спрятана» за другой приставкой - не-. Важно понять смысл слова: оно содержит корень -рек-, тот же, что в слове речь (происходит чередование согласных в корне).

В третьем ряду все слова подчиняются одному правилу: начальное и корня после приставок на согласную меняется на ы. Исключения составляют русские приставки меж- и сверх- и все иноязычные приставки, после которых замены не происходит, а также слово взимать.

В качестве иллюстрации того, как работает это правило, приведем пример одного слова с разными приставками. Русская приставка пред- меняет начальное и слова импрессионизм, а латинская приставка пост- эту букву не изменяет: предымпрессионизм, но постимпрессионизм.

Последний ряд 1-го задания включает слова с двойными приставками. Если мы правильно вычленим их, ошибка будет исключена: предостеречь - приставки пред- и о-; позавчера - по- и за-; недоварить - приставка недо-, о которой надо сказать отдельно.

Слова с приставкой недо- не надо путать со словами с отрицанием не и приставкой до. Например: не доставать (не дотягиваться) и недоставать (о недостаточном количестве чего-либо):

Ребенок не достает до нужной кнопки в лифте. Ему недостает внимания.

Не в первом случае является отрицанием и пишется раздельно с глаголом. Во втором примере не- является частью приставки небо-

Приставка недо- часто антонимична приставке пере-, которая может служить своеобразной проверкой: недоедать - переедать, недосолить - пересолить, недоварить - переварить, недовыполнить - перевыполнить, недовесить - перевесить. Например:

Дети часто недоедали свой суп. Безработные часто недоедали.

Разница в семантике рассматриваемых слов ясно видна.

Ряд выражений проверке не поддается, их необходимо запомнить: не добежать до финиша, не докончить работу, недоделать что-либо, ни до чего не доспорились, не доводить до конца, многое не досказано.

В третьем ряду 2-го задания можно споткнуться о слово заискивающий. Здесь приставка оканчивается на гласную а, а значит, не может влиять на гласный, с которого начинается корень.

В четвертом ряду 2-го задания тоже важно определить состав слова. В слове вьюжный - разделительный мягкий знак в корне; в словах подъезжая, съёмка - твердый знак на стыке приставки и корня. Напомним, что твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед е, ё, ю, я.

К правописанию приставок мы еще не раз вернемся на следующих уроках. А теперь выполним задания на правописание суффиксов.

Задания

5. В каком варианте ответа указаны все слова, Где пропущена буква и?

A) ключ..вой;

Б) одалж..вать;

B) неуживч..вый;

Г) настра..вать.

1) А, Б, В; 2) А, В, Г; 3) Б, Г; 4) Б, В, Г.

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

A) налаж..вать;

Б) одол..вать;

B) доверч..вый;

Г) праздн..чный.

1) А, Б, Г; 2) А, Б, В; 3) В, Г; 4) А, В, Г.

Комментарии учителя

Правильные ответы для обоих заданий - под цифрой 4.

Сначала решим вопрос, почему в суффиксах глаголов пишутся разные гласные: одалживать, настраивать, налаживать, одолевать. Здесь все не так просто.

Есть глаголы с суффиксами -oвa-/-eвa-, -ыва-/-ива-: рисовать - горевать, закрывать - настаивать. Гласную в суффиксах легко проверить, поставив глагол в 1 лицо настоящего времени: Я рисую, горюю (как видим, суффикс выпал); Я закрываю, настаиваю (суффикс сохранился).

Напомним напрямую не связанное с нашими примерами правило, согласно которому пишутся гласные е или и в суффиксах существительных: ключик - ключика, замочек - замочка. Как видим, выпадает гласный е, а и сохраняется. Заметим, что и в чередованиях с нулем звука участвуют именно гласные е и о: отец - отцы, сон - сны. Это явление связано с «биографией» звуков е и о: в древности они имели пары, каждому соответствовал его краткий вариант. Выпадение букв (и звуков) сейчас происходит именно на месте бывших кратких гласных. Гласный и не имел краткой формы, поэтому в таких чередованиях он не участвует.

Возвращаемся к глаголам. Если суффикс при изменении выпадает, значит это суффикс обязательно с гласными е или о, если не выпадает - с и.

Проверяем: одалживать - одалживаю; настраивать - настраиваю; налаживать-налаживаю. Суффикс сохраняется, значит, он имеет гласную и. Но ведь и в глаголе одолевать - одолеваю то же самое, почему же здесь el

Дело в том, что в последнем глаголе другой суффикс - -ва-. Как его распознать? Во-первых, он всегда ударный; одолевать, напевать, запивать, подавать (глаголы несовершенного вида, отвечают на вопрос что делать?). Во-вторых, он сохраняет корневую гласную своей видовой пары: одолеть, напеть, запить, подать (глаголы совершенного вида, отвечают на вопрос что сделать?).

Запомним правописание слов, не подчиняющихся этому правилу: застревать (хотя застрять), затмевать (хотя затмить), разевать (хотя разинуть).

Два других слова в каждом задании - прилагательные. В словах неуживчивый, доверчивый суффикс -чив-. В нем, так же как и в суффиксе -лив-, пишется всегда и: справедливый, отзывчивый, настойчивый, заботливый. Но и здесь бывает путаница: существуют еще суффиксы -ев- и -ив-. Первый пишется без ударения, второй - под ударением:, ключевой, кочевой, слезоточивый. Заметим, что в этих случаях буквы ч относятся к корням.

Слово праздничный пишется с и, потому что сохраняется гласный слова, от которого образовано это прилагательное: праздник. Сравним: конечный - конец. Оба эти слова образованы суффиксальным способом, с помощью суффикса -н-.

Обратите внимание на формулировку заданий, которые мы разобрали на уроке. Нами встретились формулировки трех типов. Первый касался значения приставок и суффиксов, второй - предполагал выбор из рядов слов, третий - давал готовые варианты, среди которых необходимо выбрать единственный правильный.

Разберем напоследок еще одно задание, с несколько иной формулировкой:

В каком слове нет суффикса -к-?

1) стройка; 2) доска; 3) ирландка; 4) ушко.

Ответ: 2 (в однокоренных словах сочетание ск, относящееся к корню, чередуется с щ: дощечка, дощаной).

В общем-то, все эти формулировки сводятся к одной: как правильно писать слова с определенными приставками (или суффиксами)? Причем ключевым для выполнения подобных заданий является понимание связи морфемики с орфографией. То есть любую сложную, необычную формулировку можно свести к более легкой, понятной для вас. Тогда выполнять задание будет легче.


Домашнее задание

Из Р-2: упр. 161-164.

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.