Фонетика, орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Фонетика, орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ

Цели: повторить сложные вопросы фонетики и орфоэпии; углублять знания по темам; разобрать задания теста ЕГЭ.

Ход урока

I. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.


II. Словарный диктант

Аккомпанировать скрипачу, произвести эффект, привезти бетон на комбинат, идеологические противники, прервать трансляцию, пессимистическое мировоззрение, превысить рекорд, пригласить в гостиную, привести к общему знаменателю, комментарий специалиста, воинский эшелон, привилегированное общество, прогрессивные взгляды, колоссальный успех, под аккомпанемент гитары, смотришь в будущее с оптимизмом.


III. Повторение темы «Фонетика»

1. Вступительное слово учителя.

Начнем повторение курса русского языка с самой малой единицы языка - звука. Изучением звукового строя языка занимается фонетика.

Для начала попробуем выполнить задания из ЕГЭ по фонетике.


2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. В каком слове произносится звук [з]?

1) сдача:

2) позже:

3) мороз;

4) резкий.

2. В каком слове произносится гласный [а]?

1) впечатление;

2) приятель;

3) выяснить;

4) обычай.

Комментарии учителя

В заданиях по фонетике важно помнить о несовпадении букв и звуков во многих случаях. Буквы - это графическое изображение звуков, так же как цифры - графическое изображение чисел. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Главное при выполнении этого задания - забыть о правописании и слушать, как звучит слово.

Для 1-го задания:

В ряду слов сдача, позже, мороз, резкий звук [з] произносится только в первом случае, он обозначен буквой с, то есть правильный ответ - 1. Происходит озвончение согласного глухого звука [с] перед звонким согласным [д]: по законам фонетики русского языка последующий звук влияет на предыдущий. В слове позлее звук [з] уподобляется следующему за ним звуку [ж]. В двух последних словах [з] находится в слабой позиции и оглушается: в слове мороз - [з] на конце слова, в слове резкий - перед глухим согласным [к].

Для 2-го задания:

В ряду слов впечатление, приятель, выяснить, обычай гласный [а] произносится только во втором слове, он обозначен буквой я. Правильный ответ - 2.

Гласные звуки зависят от позиции в слове, главным образом от ударения. Звук [и], например, может быть обозначен буквами и (лист), е (беда), а (часы), я (лягушка). В свою очередь буква и может обозначать звуки [и] (вилка) и [ы] (цирк). Полный гласный звук возможен только в сильной позиции - под ударением.

В нашем случае все остальные слова ряда на месте букв аил имеют звук, близкий к [и].

Напомним, что парные по мягкости-твердости звуки - это разные звуки: мел [л] - мель [л’]; вол [в] - вёл [в’].

Всем известно, что буквы ь и ъ не обозначают звуков. Забывается, что некоторые согласные могут быть непроизносимыми, то есть тоже не обозначать звуков. Например: лестница, солнце, чувство.

Выполним еще два задания, сформулированных по-другому.

Задания

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

1)язык;

2) маячить;

3) вьюга;

4) меньше.

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) семьдесят;

2) чутьё;

3) повесть;

4) шесть.

Комментарии учителя

Для 3-го задания:

В слове язык букв меньше, чем звуков [йазык], а в словах маячить и вьюга количество букв равно количеству звуков [май’ачит’], [в’йуга] (ь не означает звука, зато буквы я и ю обозначают сразу два звука). В слове меньше букв больше, чем звуков [мен’ше]. Правильный ответ - 4.

Для 4-го задания:

В слове семьдесят последний согласный звук твердый, в словах повесть и шесть первые согласные звуки твердые. Все согласные звуки мягкие только в слове чутьё; их три: всегда мягкий [ч’], [т’], чью мягкость обозначает ь, и всегда мягкий [й’], который обозначен буквой в (она обозначает ещё и гласный ударный [о]). Правильный ответ - 2.

Еще раз подчеркнем, как важно слышать слово, чтобы правильно различить звуки, из которых оно состоит, В качестве примера приведем омофоны, в которых количество букв и звуков значительно различается. Например: [лица] - «лица» и «литься» (в существительном количество букв равно количеству звуков, в глаголе букв на 2 больше, чем звуков).


IV. Повторение темы «Орфоэпия»

1. Слово учителя.

В заданиях ЕГЭ обязательно есть задание по орфоэпии. Орфоэпия - совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. Орфоэпия изучает также правила постановки ударения.

Проверим, правильно ли мы говорим.


2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звОнит;

2) нАчата;

3) прИбывший;

4) тОрты.

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) намерЕние;

2) переклЮчит;

3) исключЕнный;

4) кашлянУть.

Комментарии учителя

При выполнении заданий по орфоэпии (правильному произношению) рекомендуем поставить слово в контекст, изменить его формы, вспомнить какие-то устойчивые выражения: живая речь может подсказать верное решение. Вопрос может быть сформулирован так: «В каком слове ударение на первом (втором и т. д.) слоге?» В этом случае, прежде всего, следует правильно разделить слова на слоги: обидно ошибиться из-за элементарной арифметики.

Задания на ударение обычно включают общеупотребительные слова, которыми мы постоянно пользуемся в речи. В произношении всех слов, приведенных в заданиях, очень часто делают ошибки.

Правильный ответ 1-го задания под цифрой 4: тОрты (тОртов, тОртами), 2-го - под цифрой 3 (исключЁнный). Остальные слова этих заданий произносятся так: звонИт, начатА, прибЫвшый, намЕрение, переключИт, кАшлянуть.

Остановимся на характерных ошибках в ударении. Надо говорить: арАхис, балоеАть (балУю, балУешь), берЁста (есть и вариант берестА), гербЫ, гОспитали, граждАнство, договОр, досУг, жалюзИ, завИдно, звонЯт (звонИм, позвонИшь), инженЕры, каталОг, каучУк, квартАл, красИвее, кулинАрия, кУхонный, мизЕрный, обеспЕчение, облегчИть (облегчИм), офицЕры, повторИть (повторишь, повторИм, повторЯт), предложить, пулОвер, свЁкла, столЯр, тОрты, трЕнеры, углубИть (углубИт), упростИть (упростИм), фенОмен, шофЁры, щавЕль, экспЕрт.

Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применять так называемые мнемонические, то есть неформальные, правила. Например, подбирать ритмичные слова: Ель - щавЕль; берЁза - берЁста (ссть равноправный вариант берестА); вИдно - завИдно; диалОг - каталОг; кОрты - тОрты; малЯр - столЯр и т. п.

Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, фенОмен происходит от греческого phainomenon — являющееся. Поэтому английское мен - человек, мужчина (часто делают ударение на этот слог) - здесь лишь кажущееся. Прилагательное мизЕрный происходит от французского (восходит к латинскому) miser - бедный. А так как во французском языке ударение падает всегда на последний слог, то и произносить надо мизЕр, мизЕрный. ПулОвер в речи многих людей превращается в пуловЕр и даже в полувЕр (полуневер - полуатеист!). А ведь это слово английское (pull 'over-надевать через голову), и произносят его «по-английски» - с ударением на второй слог.

Ударения в словах квартАл и договОр падают на последний слог Ударение на первый слог в этих словах принято среди «производственников», такое произношение можно считать профессионализмом (как и компАс в «морской» лексике, вместо общепринятого литературного произношения кОмпас.)

Отдельно надо сказать о произношении некоторых звуков. Например, в слове бытие последний звук [е], а не [о] (не «бытиё»!) В слове щёлка второй звук [о] после мягкого [щ], а не [е] (не «щелка»!) (ель - ёлка, щель - щёлка); в слове афера звук [е], а не [о] (не «афера»), в слове опека - тоже звук [е], а не [о] (не «опёка»!). В словах манёвр, манёвренность, манёвренный звук [о] после мягкого [н], а в однокоренных маневрирование, маневрировать, маневровый - редуцированный звук [е].

В словах иностранного происхождения буква е зачастую не обозначает мягкости предшествующего согласного, как это обычно происходит в словах русского происхождения: тезис [т], тест [т], тенденция [т], каре [р], но территория [т’], термин [т’], температура [т’], крем [р’] - все эти слова - заимствованные.

Нередко слышны ошибки в произношении некоторых иноязычных слов (произносят не те звуки или «лишние» звуки), таких как дерматин, инцидент, компостировать, компрометировать, констатировать, контингент, конфорка, макулатура, прецедент. Это же относится к русским словам: бессребреник (после с нет буквы е), одышка (приставка без т), поскользнуться (приставка без д), чрезвычайно (после ч нет буквы е).

Остановимся на ударениях в кратких прилагательных. В большинстве прилагательных ударение в краткой форме такое же, как в полной.

По-другому во многих одно- или двусложных основах и словах с сочетаниями -оро-, -оло-. В односложной основе ударение переходит: белый - бела, глупый - глупа, новый - нова, дорогой - дорог, дорого, дорога; молодой - молод, молодо, молода; весёлый - вёсел, весело, весела.

На первый слог ударение падает во многих кратких прилагательных, стоящих в форме множественного числа: бледны, близки, бойки, бурны, верны, вредны, глупы, горьки, грязны, длинны, жалки, знойны, красны, круглы, ложны, низки, правы, просты, пусты, редки, резки, сухи, узки, чисты, ярки.

Выполним еще два задания, сформулированных по-другому.

Задания

3. В каком слове буква е не обозначает мягкости предшествующего согласного?

1) партер;

2) крем;

3) термин;

4) шинель.

4. В каком слове произносится [чн]?

1) конечно;

2) скучно;

3) точно;

4) скворечник.

Комментарии учителя

Для 3-го задания:

Правильный ответ - 1 (в слове партер все согласные звуки твёрдые, в остальных буква е обозначает мягкость предшествующего согласного).

Для 4-го задания:

Правильный ответ - 3 (в слове точно произносится [чн]). Отметим, что есть слово тошно, в котором произносится [шн], но оно имеет совсем другое значение. Произношение слова конечно зависит от контекста. Если это вводное слово, произносится [шн], если это краткое прилагательное -[чн]: Вы, конечно [шн], знаете правша. Существование живого организма конечно [чн], но: жизнь бесконечна.


Домашнее задание

Из Р-2: упр. 4, 5.

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.