загрузка...


Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина

Глава III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

 

Урок 35. Магнитное поле и его графическое изображение

 

Цели урока:

Дать учащимся представление о магнитном поле.

Демонстрации:

Демонстрация опыта Эрстеда, движение проводника с током в магнитном поле. Демонстрация силовых линий магнитного поля постоянного магнита, магнитного поля прямого тока.

Ход урока

I. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

 

II. Новый материал

История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В VI в. до н. э. древнекитайские ученые обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы.

В древние времена свойства магнита пытались объяснить приписыванием ему «живой души». Магнит, по представлениям древних людей, «устремлялся к железу по той же причине, что и собака к куску мяса».

Теперь мы знаем: вокруг любого магнита существует магнитное поле.

В 1820 г. Эрстед обнаружил, что магнитное поле порождается электрическим током.

Опыт Эрстеда

Учитель демонстрирует движение проводника с током в магнитной поле. В 1820 г. Ампер предположил, что магнитные свойства постоянных магнитов обусловлены множеством круговых токов, циркулирующих внутри молекул этих тел.

Свойства магнитного поля

 Магнитное поле порождается только движущимися зарядами, в частности электрическим током.

 В отличие от электрического поля магнитное поле обнаруживается по его действию на движущиеся заряды (движущиеся заряженные тела).

 Магнитное поле, как и электрическое поле, материально, т. к. оно действует на тела, и следовательно, обладает энергией.

 Магнитное поле обнаруживается по действию на магнитную стрелку.

Для графического изображения магнитного поля используют магнитные силовые линии. Магнитные силовые линии всегда являются замкнутыми.

Эксперимент

Поместите магнит под листом картона или плотной бумаги и рассыпьте на бумагу железные опилки.

Видно, что в некоторых местах опилки располагаются гуще - там поле сильнее. Там где опилки ложатся реже, поле слабее.

По такой картине на бумаге можно судить не только о величине, но и о направлении магнитного поля.

Силовые линии магнитного поля прямолинейного тока представляют собой окружности, охватывающие этот ток.

Далее учащиеся самостоятельно изучают § 44.

 

III. Вопросы на закрепление

- Какое магнитное поле - однородное или неоднородное - образуется вокруг плоского магнита? Вокруг прямолинейного проводника с током? Внутри соленоида, длина которого значительно больше диаметра?

- Что можно сказать о модуле и направлении силы, действующей на магнитную стрелку в различных точках неоднородного магнитного поля? Однородного магнитного поля?

- Сравните картины расположения линий в неоднородном и однородном магнитных полях.

- Как изображают линии магнитного поля, направленные перпендикулярно к плоскости чертежа?

 

Домашнее задание

1. § 43, 44;

2. Выполнить упражнение 34;

3. Попробуйте ответить на вопрос: как изменится период колебаний математического маятника с железным шариком, если под ним поместить сильный магнит? (Ответ: уменьшится.)






загрузка...
загрузка...
загрузка...