загрузка...

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина

Глава II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Урок 33. Игра «Что? Где? Когда?» (обобщающий урок по теме «Колебаний и волны»)

 

Цели урока:

Обобщить, систематизировать знания по теме «Колебания и волны», совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

Песочные часы, волчок, билетики с номерами, конверты с вопросами, лабораторное оборудование для демонстрации опытов, игровой стол, столы для зрителей.

Подготовка к уроку:

Перед началом урока-игры оглашаются правила. Назначаются капитаны команд. Капитаны на листочках пишут список членов своей команды и проставляют любое двухзначное чисто. Команда, обозначившая наименьшее число, начинает игру. Вопросы составляет сам учитель или совместно с активом старших учащихся. Каждый вопрос должен начинаться с одного из слов названия игры (что, где, когда, почему) и быть интересным. На все вопросы у ведущего заранее должны быть правильные ответы.

Ход игры

Условия игры

 На обдумывание вопроса дается 1 мин.

 Если команда, посовещавшись, дает правильный ответ, то каждый ее участник получает одно очко, а отвечавший - очко со знаком «+»(плюс означает учет ответа);

 Если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает любой зритель, получая за это тоже очко со знаком «+»;

 Высказываться могут все желающие, единственное условие - не повторяться;

 Если и команда и зрители не ответили на вопрос, он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ;

 Если команда не дала верный ответ на предложенный ей вопрос, она освобождает игровой стол;

 Команда, правильно отвечающая на вопросы, может давать подряд ответы не более чем на 5 вопросов;

 Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий;

 Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны поднять руку;

 За оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко со знаком «+»;

 За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники игры (в том числе и зрители) подвергаются штрафу. У них вычитают одно очко;

 В конце игры участники, набравшие 6 и более очков, получают две пятерки, 5 очков - оценку «5», 4 очка - «4». Право на оценку в журнале дают только очки со знаком «+», свидетельствующие о самостоятельном полном и правильном ответе;

 Ведущим может быть любой ученик этого или другого класса, либо учитель;

 Во время игры можно пользоваться справочной литературой и учебником.

 

Возможные вопросы

1. Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.

(Закрытые двери и окно заглушают звуки потому, что значительная часть звуковых воли, падающих на их поверхность, отражается назад и количество энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается.)

2. Возьмем прочную бечевку (60 см) и привяжем к ней в середине металлическую ложку, концы бечевки привяжем к указательным пальцам. (Оба конца имеют одинаковую длину.) Заткнув уши пальцами, и наклонившись вперед, чтобы ложка свободно повисла и столкнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий колокольный звон.

(Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечевке передаются ушам. Мы слышим, благодаря тому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нем. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за чего она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.)

3. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью «поет», если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу?

(При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А т. к. бокал — твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора.)

4. Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук.

(Звуковые колебания стакана передались столу.)

5. Когда гроза, как можно определить на каком расстоянии находится эпицентр грозы?

(Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам же определить момент, когда слышны раскаты грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20 °С примерно 343 м/с и время, за которое до пего дошел звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.)

6. Почему трубы отопления так хорошо передают звук?

(Причин - две. Во-первых, трубы твердые металлические тела; звук в таких средах распространяется с большой скоростью:

Скорость звука в стали равна 5000-6100 м/с, а в воздухе - 340 м/с.

Во-вторых, в металле звук - а это продольные волны - затухает слабо.)

7. Что произойдет, если, переключая проигрыватель, менять скорость вращения пластинки?

(Проигрыватель будет издавать то нормальные, то визгливые звуки. Т. к. при изменении частоты вращения пластинки увеличиваются или уменьшаются частоты колебаний иглы и создаваемых иглой звуковых колебаний. Известно, что высота звука зависит от частоты колебаний.)

8. Почему кричат?

(Четкость восприятия произнесенной речи обеспечивает попадание в ухо всего пакета произведенных звуковых колебаний. Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают: их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука: появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате всего этого в ухо поступает пакет колебаний, отличающийся от испущенного, т.е. весьма искаженный. И чем дальше приемник звука находится от источника, тем больше это искажение.)

9. Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжелую цилиндрическую гирьку?

(Песок поскрипывает. Песчинки имеют неправильную форму, и при трении гирьки о шероховатую поверхность возникает звук; кроме того, под действием приложенной силы некоторые из них разрушаются, тоже издавая звук.)

10. Что произойдет, если пуговицу, через дырки которой продета резинка, прикрепленная к кусочку изогнутой проволоки, завернуть в бумагу?

(При вращении пуговица задевает своими краями за плотную бумагу кулька, та начинает колебаться, издавая звук. Для увеличения громкости нужно увеличить амплитуду колебаний бумаги, например, сделав на боковой поверхности пуговицы зубчики.)

 

Подведение итогов

Подводятся итоги игры, выставляются оценки.

Заключительное слово учителя

Большое спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последняя наша игра, мы еще не раз встретимся с вами за круглым столом, т. к. жажда новых познаний как «великий океан истины» по- прежнему расстилается перед вами не исследованный до конца.






загрузка...
загрузка...