загрузка...


Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина

Глава I. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

Резервный урок. Решение задач-парадоксов по теме «Законы динамики»

 

Цели урока:

Развить экспериментальные исследовательские умения учащихся; развить логическое мышление.

Ход урока

Команды по жребию выбирают по одной задаче. Им дается одна - две недели на обнаружение ошибки в задаче и подготовку эксперимента для обоснования предполагаемой гипотезы. На уроке каждая команда представляет содержание своей задачи и демонстрирует опыты, опровергающие определенный факт. Остальные команды в порядке очередности пытаются найти ошибку в задаче.

1. Вступительное слово учителя

Парадокс - это суждение, расходящееся с общепринятым научным представлением о знании. О парадоксальности теории мы говорим в том случае, когда эксперимент приводит к неожиданному результату, который нельзя объяснить с позиции существующих взглядов. Тогда возникает необходимость в изменении теории, в приведении ее в соответствие с экспериментом или замене ее.

Примеры вариантов задач-парадоксов по теме «Законы динамики»

1. Трение при качении меньше, чем трение при скольжении. Однако в холодный день зимой можно наблюдать, как у движущейся телеги колесо не вращается, а скользит по снегу.

2. Пассажиры, стоящие в вагоне подходящей к станции электрички, наклоняются в момент остановки поезда не вперед, а назад, «вопреки» закону инерции.

3. Висящий на нити в каюте быстроходного судна груз иногда отклоняется в сторону, хотя на него ничто не подействовало. Это противоречит первому закону Ньютона.

4. Согласно второму закону Ньютона ускорение пропорционально силе. Чем больше сила тяжести, тем больше ускорение свободного падения. Однако оно для всех тел одинаково. Получается противоречие.

5. Согласно закону всемирного тяготения можно прийти к выводу о неограниченном возрастании силы притяжения при уменьшении расстояния между телами (до нуля). Вместе с тем мы без особого труда поднимаем одно тело с поверхности другого, встаем со стула и т. д.

6. При столкновении грузовика с легковой машиной повреждение получает главным образом легковая. Но ведь согласно третьему закону Ньютона на обе машины должны действовать одинаковые силы, которые «обязаны» произвести одинаковы повреждения.

 

2. Подведение итогов

Учитель выставляет оценки за урок.






загрузка...
загрузка...