загрузка...


Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс

Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина

Глава I. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

Урок 10. Урок-игра по теме «Кинематика»

 

(Урок проводится как обобщающий после изучения основных понятий кинематики.)

Цели урока:

В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширять кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.

Оформление:

Плакаты, выставка литературы для дополнительного чтения.

Подготовка к уроку:

Ребята делятся на две команды, равные по силам. В каждой команде выбирается капитан. Выбирается ведущий, жюри конкурсов.

Перед игрой все участники игры изучают литературу по теме и приносят книги на урок.

Ход урока

Ведущий: «Сэр Исаак Ньютон почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет, приливы и отливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и появляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Прилежный, умный и верный истолкователь природы, древности и Священного писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Бога. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

Это слова из эпитафии Исаака Ньютона. Ему, автору классической механики, посвящен наш урок-игра по теме «Кинематика».

Для разминки приглашаются по 6 человек от каждой команды (выходят участники). На обдумывание каждого ответа отводится 30 секунд, правильный ответ оценивается в 1 балл.

I. Разминка

1. Луна обращается вокруг Земли так, что одна ее сторона постоянно обращена к Земле. Какова траектория движения центра Земли относительно космонавта, находящегося на Луне? (Точка.)

2. В каком случае выброшенная из вагона вещь долетит до земли раньше: когда вагон в покое относительно Земли или когда он движется? (Время падения одинаково.)

3. В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью, предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о землю была наименьшей? (Назад.)

4. Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить в день по 45 верст. На какой день второй догонит первого? (На восьмой.)

5. Один человек идет в другой город и проходит в день по 40 верст. Другой человек ищет навстречу ему и проходит в день по 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путешественники встретятся? (Через 10 дней.)

6. Существуют ли точки в движущемся поезде, которые движутся не вперед, а назад? (Да. Точки на реборде колеса.)

1. Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается аэростат и движется ли он вообще. Чем это можно объяснить? (Принципом относительности Г. Гъчилея.)

Ведущий: Разминка окончена. Спасибо участникам конкурса, они могут пройти на свои места. Слово предоставляется жюри для подведения итогов конкурса.

Жюри подводит итог.

 

II. Конкурс игрушек

Ведущий: Мой братишка часто спрашивает меня: что же такое физика? Я говорю, что все вокруг устроено на основании физических законов. «И игрушки?» - удивляется брат. Узнав, что я буду вести урок-игру, брат прислал нам свои игрушки: лук со стрелами, пистолет, стреляющий шариками. Давайте играть. Ваша задача: за 10 минут придумать и провести с игрушками физический эксперимент. От каждой команды для участия приглашаются по два человека, конкурс оценивается в 3 балла.

(Представители команд получают игрушки. Выпустив стрелу вертикально вверх, и, измерив время полета, можно определить высоту подъема стрелы, ее начальную скорость. То же самое можно проделать с помощью пружинного пистолета с пулей-шариком.)

 

III. Конкурс физиков-теоретиков

Ведущий: Прошу подойти по одному участнику от каждой команды.

Для следующего конкурса физиков-теоретиков приготовлены хитроумные задачи. Не одно поколение учеников решало эти задачи, ведь составлены они еще в начале XVIII в. Леонтием Филипповичем Магницким. Через 15 минут участники должны представить на суд жюри решение задач. Оценка за конкурс – 5 баллов. Представители команд получают конверты с условиями задач:

Задача «На охоте»

Пошел охотник на охоту с собакой. Идут они лесом, и вдруг собака увидела зайца. За сколько скачков собака догонит зайца, если расстояние от собаки до зайца равно 40 скачкам собаки и расстояние, которое собака пробегает за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? Считать, что скачки делаются одновременно зайцем и собакой.

Решение: Если заяц сделает 6 скачков, то и собака сделает 6 скачков. Но собака за 5 скачков из шести пробежит то же расстояние, что и заяц за 6 скачков. Следовательно, за 6 скачков собака приблизится к зайцу на расстояние, равное одному своему скачку. Поскольку в начальный момент расстояние между зайцем и собакой было равно 40 скачкам собаки, то собака догонит зайца через 40 · 6 = 240 скачков.

Задача «Собака и заяц»

Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака - за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?

Решение: За одну минуту заяц пробегает 250 саженей, а собака 260 саженей. Следовательно, за одну минуту расстояние между собакой и зайцем уменьшается на 10 саженей. Поскольку меду собакой и зайцем было 150 саженей, то собака догонит зайца через 150 : 10 = 15 минут.

 

IV. Конкурс «Слова, слова, слова...»

Ведущий: За 3 минуты четыре человека от каждой команды должны составить по три слова, играющих важнейшую роль в механике. Для этого игрокам выдаются комплекты карточек. На каждой карточке написана одна буква. Чтобы жюри могли следить за работой команд, карточки прикрепляются к шнурам, протянутым через класс.

Для удобства карточка выполняется со сгибом по верхнему краю, она просто «вешается» на шнур.

Примеры возможных наборов слов:

Скорость, путь, относительность - одной команде,

Ускорение, перемещение, время - другой.

Под музыку участники выполняют задание, жюри подводит итог.

Ведущий: Проверим теперь, как справились с игрушками участники «Конкурса игрушек».

Команды показывают свои работы, жюри подводит итог.

 

V. Конкурс «Физическое лото»

Ведущий: На плакатах - формулы кинематики. Да вот беда, художники наделали массу ошибок. Исправьте их. Оцениваются правильность и быстрота выполнения работы. Оценка - 2 балла.

Пример недооформленного плаката с ошибками:

 

 

Ведущий: Настала пора проверить работу теоретиков. (Участники сообщают решения задач, жюри подводит итог.)

 

VI. Конкурс «Литературный»

Ведущий: Каждая команда получает график зависимости скорости от времени. Необходимо за 5 минут составить рассказ по предложенному графику. Оценка за конкурс - 4 балла.

Командам предлагаются графики, состоящие из нескольких участков, а участники придумывают для графиков литературный сюжет. Пока команды работают, жюри наблюдают и затем подводят итог.

 

VII. Конкурс «Блицтурнир»

Ведущий: Принимают участие все! Каждой команде предлагается по 9 вопросов, ответы на которые надо дать моментально. За каждый правильный ответ - 0,5 балла.

Вопросы первой команде:

- Материальная точка - это ...

- Изменение скорости в единицу времени - это ...

- Скорость света в вакууме равна ...

- Рекордное значение прыжка в высоту ... (2 м 41 см)

- Высота Останкинской телебашни... (540 м)

- Средняя скорость пешехода ... (5 км/ч)

- Переведите 54 км/ч в метры секунду.

- Назовите единицы измерения скорости.

- Путь - это ... (Сумма всех расстояний, пройденных телом.)

Вопросы второй команде:

- Движение называется поступательным, если ...

- Свободное падение - это ...

- Численное значение ускорения свободного падения ...

- Рекордное значение прыжка в длину ... (8,9 м)

- Длина марафонской дистанции ... (42 км 132 м)

- Максимальная скорость гепарда ... (112 км/ч)

- 36 км/ч переведите в метры в секунду.

- Перемещение - это ...

- Единица измерения ускорения ...

Подводятся итоги, награждаются победители.

Заключительное слово учителя.

Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит и у вас, девятиклассников, жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.






загрузка...
загрузка...