загрузка...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИКИ 7-11 классы

11 класс

Урок 4. ФИЗИКА В СТИХАХ

 

Интеграция предметов: физика — литература.

Пояснительная записка:

1. Класс разбивается на две группы.

2. Каждая группа выполняет по два домашних задания, которые раскрываются в конце конкурса.

3. Интегрированный урок-конкурс проходит под руководством учителей физики и литературы.

4. Учитель литературы зачитывает отрывок из стихотворения с указанием автора и произведения, а учитель физики задает вопрос группам.

5. Какая группа первая даст правильный ответ, та и получает 5 баллов.

6. Если ответ неточный или неверный, то право заработать баллы имеет следующая группа.

7. Какая группа набрала больше очков, та и является победителем конкурса.

Эпиграф на доске: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце.» (Л. Н. Толстой)

Ход урока

Учитель литературы. Ребята, Лев Николаевич Толстой однажды сказал... (читает эпиграф) А у поэта Мицкевича есть такие строки:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических полей?

Учитель физики. Вы привели верный пример, как нельзя кстати подходящий к нашему сегодняшнему состязанию. Ведь это так и есть — наука и искусство неотделимы.

Ученые проявляют огромный интерес к литературе и искусству, а музыкантов, писателей, художников интересуют тайны мироздания.

Я приведу вам примеры того, что творчество в науке вполне совместимо с занятиями искусством.

Леонардо да Винчи, Ломоносов внесли большой вклад как в науку, так и в искусство. Ломоносов писал оды в стихах, а Леонардо да Винчи — рисовал.

Физики Эйнштейн, Планк, Гейзенберг увлекались музыкой, а Максвелл и Вавилов — поэзией.

Известны литературные переводы Винера, основателя кибернетики. Серьезно занимался живописью астроном Коперник.

Как видите, даже великие ученые находили время заниматься наукой и играть на скрипке или писать стихи.

Учитель литературы. Известны случаи, когда писатели в своих художественных произведениях опережали некоторые научные выводы. Например, римский поэт, живший в начале I в. до н. э., Лукреций Кар высказал в своем знаменитом произведении «О природе вещей» мысли, которые нашли свое подтверждение лишь в современной науке. Вот послушайте:

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает;

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Или вот эти строки:

Так как есть предельная некая точка

Тела того, что уже недоступно для нашего чувства,

То, несомненно, она совсем неделима на части,

Будучи меньше всего по природе своей...

Учитель физики. Здорово! Более 2000 лет назад поэт предвосхищал некоторые выводы науки об мельчайших частицах мироздания.

Учитель литературы. А поэт Брюсов в 1922 году поэтически представил сложную структуру электрона:

Быть может, эти электроны —

Миры, где пять материков,

Искусство, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще быть может, каждый атом —

Вселенная, где сто планет;

Там все, что есть в объеме сжатом,

Но так же то, чего здесь нет.

Учитель физики. Вы правы. Ведь известны случаи, когда произведения искусства подсказывали исследователям новые темы. Например, инженера Ю. Денисюка рассказ Ефремова «Тень минувшего» натолкнул на мысль о получении объемного изображения предметов. Была получена голография. А роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» подтолкнул ученых к созданию лазера.

Учитель физики. Ребята, сегодня мы поговорим о физике в стихах. Ведь во многих произведениях поэтов можно прочесть описание того или иного физического закона или явления. Интересно подметить это явление, объяснить его физическую сущность. Сегодня мы этим будем заниматься. Итак, физика в стихах!

Учитель литературы. Ю. П. Кузнецов «Отцепленный вагон»:

Усыпил нас большой перегон,

Проводник и кондуктор исчезли.

Говорят, отцепили вагон

На каком-то безвестном разъезде.

Мы, не зная, из окон глядим.

Только поезд пройдет вдоль разъезда,

Нам покажется — мы не стоим,

А безмолвно срываемся с места.

Только он промелькнет — обнажится

То же зданьице, поле окрест.

То умчится, то снова примчится

Наш вагон на пустынный разъезд.

Учитель физики. Какой физический принцип иллюстрируют эти поэтические строки?

Ученики. Принцип относительности движения.

Учитель литературы. А. Т. Прасолов «Вознесенье железного духа...»:

А под крыльями — пыльное буйство,

Травы сами прогнуться спешат.

И внезапно — просторно и пусто.

Только кровь напирает в ушах.

Учитель физики. Почему в самолете «закладывает уши»?

Ученики. Закладывает уши, так как при взлете самолета сказывается разность давлений: с высотой давление падает.

Учитель литературы. В. Я. Брюсов «В море»:

Ночью светлой, ночью белой

Любо волнам ликовать,

Извиваться влажным телом,

Косы пенные взметать;

Хороводом в плавной пляске

Парус старый обходить,

За кормой, играя в прятки,

Вить серебряную нить...

Учитель физики. Почему изменяется характер движения волн за кормой судна?

Ученики. На судно действует сила сопротивления воды, и за кормой образуется турбулентное движение.

Учитель литературы. А. А. Фет «Осень»:

Выйдешь — поневоле

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь — через поле

Перекати-поле Прыгает, как мяч.

Учитель физики. Почему перекати-поле «прыгает, как мяч»?

Ученики. Подъемная сила возникает вследствие несимметричности обтекания тела потоком воздуха.

Учитель литературы. А. Т. Прасолов «В тяжких волнах наружного гула»:

В тяжких волнах наружного гула

И в прозрачном дрожанье стекла

Та же боль, что на время уснула,

И опять, отдохнув, проняла.

Учитель физики. Почему стекла в окнах иногда дрожат?

Ученики. При совпадении собственной частоты колебаний оконных стекол с частотой колебаний наружного воздуха наступает резонанс. При этом амплитуда стекла возрастает.

Учитель литературы. И. В. Северянин «Идиллия»:

Разведи костер у брода,

Где ковровые поля;

Пусть потрескивает хворост,

Согревается земля.

Учитель физики. Почему потрескивает хворост?

Ученики. Воздух и водяные пары, содержащиеся в дереве, при нагревании расширяются и разрывают волокна дерева, поэтому слышен треск.

Учитель литературы. И. А. Бунин «Бушует талая вода...»:

Дымятся черные бугры

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Наполнены теплом и светом.

Учитель физики. Почему весной «дымятся черные бугры»?

Ученики. Черные бугры солнцем нагреваются сильнее, чем окружающая почва, и начинается интенсивное испарение. В утреннем, еще холодном воздухе пары конденсируются.

Учитель литературы. Ю. П. Кузнецов «Родство»:

Ребенок соломинку взял,

Увлекся простым подражаньем.

И радужный шар воссиял,

Наполненный чистым дыханьем.

Учитель физики. Почему «радужный шар воссиял»?

Ученики. Наблюдается интерференция света в тонких пленках.

Учитель литературы. Ф. И. Тютчев «Успокоение»:

Гроза прошла — еще курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженный.

Учитель физики. Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

Ученики. Дуб имеет корни, глубоко уходящие в почву.

Учитель литературы. Н. С. Гумилев «Капитаны»:

Там волны с блестками и всплесками

Непрекращаемого танца,

И там летит скачками редкими

Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,

Но, знак печали и несчастий,

Огни святого Эльма светятся,

Усеяв борт его и снасти.

Учитель физики. Как объяснить возникновение огней святого Эльма на кораблях?

Ученики. Огни святого Эльма — коронный разряд, возникающий в неоднородном электростатическом поле острия, провода и т. д. В этих зонах происходит ионизация, в результате вокруг острия возникает свечение.

Учитель литературы. И. А. Бунин «Компас»:

Но откуда б, в ветре и тумане,

Ни швыряло пеной через борт,

Верю — он опять поймает Nord,

Крепко сплю, мотаясь на диване.

Не собьет с пути меня никто,

Некий Nord моей душою правит,

Он меня в скитаньях не оставит,

Он мне скажет, если что: не то!

Учитель физики. Почему стрелка компаса все время показывает на север?

Ученики. Стрелка компаса направлена вдоль силовой линии магнитного поля Земли, и северный полюс стрелки направлен на север географический, так как вблизи него южный магнитный полюс.

Учитель литературы. Ф. И. Тютчев «День вечереет, ночь близка...»:

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака...

Уж поздно, вечереет день.

Учитель физики. Почему вечером тени удлиняются?

Ученики. Так как Солнце низко над горизонтом и угол падения световых лучей увеличивается, то тени удлиняются.

Учитель литературы. Ф. И. Тютчев «В небе тают облака...»:

В небе тают облака,

И лучистая на зное

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Учитель физики. Почему поверхность воды искрится?

Ученики. На поверхности воды всегда есть рябь. Водную поверхность можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые поверхности фокусируют солнечные лучи.

Учитель литературы. Л. Н. Мартынов «Гиперболы»:

И нефть, попав из бака в водоем,

Павлиний хвост внезапно распустила.

Она об органическом своем

Происхожденьи снова загрустила.

Учитель физики. Почему нефть на поверхности воды окрашивается в радужные цвета?

Ученики. Наблюдается интерференция света. От обеих поверхностей пленки происходит отражение света. В результате возникают когерентные волны, вследствие их наложения происходит гашение одних цветов спектра и усиление других, поэтому места пленки, обладающие разной толщиной, будут иметь различные цвета.

Учитель литературы. И. В. Гете «Фауст»:

А светящиеся мушки

Вьются на его опушке

Кучами, несметным скопом,

Огненным калейдоскопом.

Учитель физики. Какой вид излучения у насекомых наблюдается?

Ученики. Хемилюминесценция. Светящееся пятно на спинке насекомого имеет температуру почти ту же, что и окружающая среда. Химические реакции, идущие в биоклетках этих насекомых, проходят с выделением энергии в виде света.

Учитель литературы. Ф. И. Тютчев «Да, вы сдержали ваше слово...»:

Счастлив в наш век, кому победа

Далась не кровью, а умом,

Счастлив, кто точку Архимеда

Умел сыскать в себе самом.

Учитель физики. Что поэт подразумевает под «точкой Архимеда»?

Учитель литературы. Ребята, наука и искусство — веление сегодняшнего дня. Сегодня мы вместе сделали попытку «навести мосты» между физикой и художественным словом. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Сбываются слова Флобера, великого французского романиста XIX века, который предсказывал: «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине».

В заключение хочу сказать: тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством.

 

Домашнее задание

1. Сочинить стихотворение о физическом приборе (камертон).

2. Найти в литературных произведениях описание физического явления (радуга).

1 группа

1) Молоточком взмах, и — стук,

Тут же в нем проснулся звук.

«Ля» мы слышим чистый тон

Так звучит наш камертон.

Он звучит, звучит, звучит,

Но когда же замолчит?

Смело взял его рукой Тишина вокруг, покой.

2) Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...»

Как неожиданно и ярко,

На влажном неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

 

2 группа

1) Два рожка и коробок,

Вот стучу я смело в бок.

Вдруг прибор мой зазвучал,

А до этого молчал.

Что усиливает звук

Взмах руки и сильный стук?

Вопрос простой, не надо быть оратором, Коробку называют резонатором.

2) А. Береснев «Семицветное чудо»

Ах, надо же было

Такому случиться:

Семь перьев в пути

Обронила Жар-птица.

А ветер нашел их,

Присвистнул: «Откуда?

И кто потерял

Семицветное чудо?»

Собрал, разложил

В вышине полукругом,

И радуга вспыхнула

Ярко над лугом.

(Подведение итогов конкурса и награждение команды тортом.)





загрузка...
загрузка...