загрузка...

Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 2. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

 

Урок 7. Равномерное и неравномерное движения. Скорость

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что: -

равномерное движение — это движение, при котором тело проходит одинаковые пути за любые равные промежутки времени;

неравномерное движение — движение, при котором тело проходит неодинаковые пути за равные промежутки времени;

при равномерном движении скорость не изменяется;

скорость равномерного движения — физическая величина, описывающая увеличение пути с течением времени и равная отношению пути ко времени, за которое пройден этот путь v =s/t;

единица скорости 1 м/с — это скорость такого равномерного движения, при котором движущееся тело за 1 с проходит путь, равный 1 м;.

средняя скорость — скорость неравномерного движения на данном участке траектории, равная скорости равномерного движения на том же участке за то же время: vcp = s/t;

определительная формула физической величины — это математическая запись определения этой величины.

Учащиеся должны научиться:

«создавать» понятие о скорости;

«создавать» понятие о средней скорости;

находить значение скорости равномерного движения тела и средней скорости неравномерного движения в конкретных ситуациях.

ВИД ДОСКИ

Скорость

ФАКТ За одно и то же время... разные пути.

ПЗ 3. Ввести физическую величину для описания быстроты движения. Почему путь делят на время?

СПОСОБ ОЦЕНКИ Путь в единицу времени s/t

НАЗВАНИЕ Скорость

ОБОЗНАЧЕНИЕ v

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛА v=s/t

ЕДИНИЦА в СИ v = 1 м/с

1 км/ч = 1000 м/3600 с = ...м/с

1 м/с = 3600 км/1000 с =... км/ч

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Скорость — это..., v = s/t.

Единица скорости — 1 м/с — это ...

ФАКТ Скорость тела может изменяться, а может оставаться постоянной какое-то время.

Равномерное и неравномерное движения

НАЗВАНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ Равномерное движение — это ... Неравномерное движения — это...

ФАКТ Поезд движется неравномерно со скоростью 60 км/ч.

ПЗ 4. Что показывает величина v = s/t при неравномерном движении?

Скорость равномерного движения на том же участке

НАЗВАНИЕ Средняя скорость

ОБОЗНАЧЕНИЕ vср

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛА

ЕДИНИЦА В СИ v = 1 м/с

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Средняя скорость — это ...,

Единица скорости — 1 м/с — это ...

ФАКТ Чем больше время движения, тем больше пройденный путь.

ПЗ 5. Составить формулу зависимости пути от времени при равномерном движении

s = vt

закон (уравнение) равномерного движения

Д/з. § 6 (9, 10), заполнить пропуски в конспекте, № 11-14 (с. 136 учебника)

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Что вы знаете о механическом движении? (Организует ответы учащихся по модели движения.) Что такое физическая величина? (Выслушивает ответы.)

Мотивационный этап

П. (Демонстрирует равномерное прямолинейное движение тел с разной скоростью, например, электрической игрушечной машинки и шарит по желобу.) Чем отличаются движения этих тел?

У. Скоростью. Машинка движется медленнее шарика.

П. Поясните, в чем это выражается?

У. За одинаковое время машинка проходит больший путь, чем шарик.

П. Запишите обнаруженное свойство движения. Рассмотрим подробно, как оценивается это свойство.

Этап «создания» нового знания

П. Запишите познавательную задачу 3: Ввести физическую величину для количественного описания быстроты движения.

Как найти скорость движения?

У. Нужно пройденный путь разделить на время.

П. Попробуем понять, почему это так. Скажите, во сколько раз скорость автомобиля, проходящего 200 км за 2 ч, отличается от скорости автобуса, который проходит 100 км за 2 ч. Ответ поясните.

У. Скорость автомобиля в 2 раза больше, так как он за то же время прошел путь, в 2 раза больший.

П. Сравните скорости муравья, который проползает 15 см за, 5 с и скорость комара, пролетающего 15 см за 1 с.

У. Скорость комара в 5 раз больше, так как тот же путь он преодолел в 5 раз быстрее.

П. Какую величину нужно рассчитать для каждого случая, чтобы по полученным числам можно сравнить скорость комара и автомобиля.

У. Нужно рассчитать путь, пройденный за единицу времени, или время, за которое тело проходит путь 1 м.

П. Какие математические операции нужно для этого произвести?

У. Пройденный путь разделить на время движения, или время движения разделить на пройденный путь.

П. Отношение пути ко времени, показывающее, какой путь проходит тело за единицу времени, — это и есть физическая величина, которая описывает количественно быстроту движения конкретного тела и называется скоростью его движения. Составьте определение скорости движения.

У. Скорость движения — это физическая величина, показывающая, какой путь проходит тело за единицу времени, и равная отношению пути ко времени, за которое он пройден.

П. Это определение можно записать в виде формулы. Принято обозначение скорости v. Запишите определение скорости математически.

У. (Записывает формулу.)

П. Формула, представляющая собой математическую запись определения физической величины, называется определительной формулой этой величины. Записанная формула — это определительная формула скорости. Эта формула была первой определительной формулой в истории физики. Она вызывала много споров, так как в математике операция деления означала поиск ответа на вопрос «Во сколько раз одно число больше другого?». Деля путь на время, узнаем, с точки зрения математики, во сколько раз 5 км больше 3 ч, а это абсурд. Каков смысл этой операции с точки зрения физики?

У. Мы узнаем, какой путь проходит тело в единицу времени.

П. Что еще нужно знать о физической величине?

У. Ее единицу.

П. Единицы величины можно установить по определительной формуле. (Организует обсуждение и запись единиц скорости.)

Вернемся к вопросу о смысле математических операций. Деля путь на время, мы все-таки узнаем, во сколько рад одно значение больше другого: скорость движения тела больше 1 м/с. Значение скорости показывает, во сколько раз скорость тела больше единицы скорости.

Скорость 1 м/с — много это или мало? Откройте с. 16 учебника. Работаем с табл. 2. Какие сведения приведены в таблице? Какая из приведенных в таблице скоростей — наибольшая? наименьшая? Что означает выражение: «Скорость Луны равна 1 000 м/с»? (Организует ответы учащихся.)

Мотивационный этап

П. Используя линейку и метроном, найдите скорость движения игрушечной машинки. (Включает и выключает метроном.) Метроном отсчитывает секунды. (Включает метроном, пускает машинку на один из ударов от нулевой отметки демонстрационного метра и останавливает через 50 см.)

У. (Называют значение скорости.)

П. (Записывает.) Еще раз. (Повторяет ситуацию, увеличив путь до 1 м.)

У. (.Называют то же значение скорости.)

П. Теперь найдем скорость шарика, скатывающегося по желобу. (Воспроизводит движение шарика на пути 50 см и 1 м.)

У. (Называют значения скорости шарика для двух участков,)

П. Чем отличаются движения шарика и машинки?

У. Скорость машинки одинакова в обоих случаях, скорость шарика разная, «го скорость увеличивалась.

Этап «создания» нового знания

П. Что означают одинаковые и разные значения скорости?

У. Очевидно, одни тела движутся с постоянной скоростью, а у других скорость изменяется при движении.

П. Как обозначить эти отличия? В физике принято называть движение равномерным, если его скорость не изменяется, и неравномерным, если скорость изменяется. Поясню эти названия. (Демонстрирует запись равномерного, и неравномерного движений тела, например тележки с капельницей.) Можно сказать, что при равномерном движении тело проходит одинаковые пути за любые равные промежутки времени. (Изображает признаки равномерного и неравномерного движений на рисунке.)

Запишем это определение равномерного движения. Составьте аналогично определение неравномерного движения. (Организует проверку определения)

П. Поезд проходит 300 км за 5 ч. Какова скорость поезда?

У. Скорость поезда 60 км/ч.

П. Поезд движется неравномерно, на остановках стоит, потом разгоняется, перед остановкой тормозит. Что показывает это значение скорости?

У. Если бы поезд прошел эти 300 км равномерно, то его скорость была бы равна 60 км/ч.

П. Значение скорости неравномерного движения на некотором участке, рассчитанное по формуле равномерного движения, называют средней скоростью неравномерного движения на этом участке. Составьте определительную формулу средней скорости, если участок движения состоит из двух участков s1, t1 и s2, t2. (Изображает модель движения.) Составьте определение средней скорости. (Организует обсуждение и запись определения.)

Установите, чем отличается движение машинки в двух случаях. Изобразите эти отличия. (Демонстрирует движете машинки в противоположных направлениях)

У. (Изображает стрелками направление движения.) Направления движения разные.

П. На рисунках скорость тела изображают стрелками, так как скорость, кроме числового значения, имеет, и направление. Скорость — векторная величина. (Дополняет модели равномерного и неравномерного движений.)

При движении путь увеличивается. Чем дольше движется тело, тем больше пройденный путь. Составьте формулу зависимости пути от времени. (Организует составление формулы.) Эту формулу называют формулой пути равномерного движения. Мы будем называть ее также уравнением (или законом) равномерного движения.

Этап применения нового знания

П. (Организует выполнение; задания 12 и контроль.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Демонстрации: 1) равномерное Движение е различными скоростями; 2) измерение скорости равномерного и неравномерного движений на разных участках с помощью демонстрационного метра и метронома; 3) запись равномерного и неравномерного движений тел; 4) движение тел в разных направлениях.






загрузка...
загрузка...