загрузка...

Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, СПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Введение

Задание 1. Установите, какое явление — биологическое, химическое или физическое — происходит в следующих ситуациях.

1. В формы налили воду и поставили в морозильную камеру. Получились ледяные фигурки.

2. На стеблях ржи появились колоски.

3. Натянутая тетива лука выталкивает стрелу.

4. Вирус, попавший в организм из воздуха, распространился по всему организму.

5. На стальном гвозде появилась ржавчина.

6. Гвоздь лежит в ящике.

7. Ржавчину счистили с гвоздя наждачной бумагой.

8. Для удаления ржавчины гвоздь опустили в специальный раствор.

9. На листьях и стеблях ржи у дороги образовался слой пыли.

10. Для выпечки пирога в питьевую соду налили уксус, она начала пениться из-за выхода углекислого газа.

11. Чайную ложку питьевой соды размешали в воде.

12. Серебряная монета почернела.

13. При горении дров образуются угарный и углекислый газы и другие продукты горения.

Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите объект, который изменяется в описанной ситуации, и произошедшие изменения

2. Установите, является ли он объектом живой природы. Сделайте вывод о протеканий биологического явления

3. Установите, изменилось ли вещество объекта. Сделайте вывод о протекании химического или физического явления

4. Сформулируйте ответ

Изменяется вода в формах, она превращается в ледяные фигурки

Вода относится к неживой природе

Вещество не изменилось, значит, происходит физическое явление

Превращение воды, залитой в фермы, в ледяные фигурки — физическое явление, так как вода — объект неживой природы, а вода и лед — одно вещество

Задание 2. Опишите конкретные ситуации как физическое явление.

1. Свет от Солнца попадает на зеркало и образует на стене «солнечный зайчик».

2. Порыв ветра поднял дорожную пыль.

3. Расческа, которой причесали волосы, притягивает мелкие кусочки бумаги.

4. Сжатая пружина игрушечного пистолета выталкивает шарик.

5. Кусок сахара бросили в чай и размешали ложкой. Чай стал сладким.

6. В формы налили воду и поставили в морозильную камеру. Получились ледяные фигурки.

7. Шайба отскакивает от подставленной клюшки.

8. Пар поднимает крышку кастрюли.

9. Мел крошится при движении по доске.

Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите объект ФО1, состояние которого изменяется, и его свойства в начальном состоянии

2. Выделите объект ФО2, под действием которого изменяется состояние первого объекта

3. Выясните условия, необходимые для воздействия

4. Выделите свойства первого объекта в новом состоянии

5. Составьте фразу, в которой признаки ситуации расположены в том же порядке, как и в определении физического явления

Изменение происходит с солнечным светом, падающим на зеркало

На солнечный свет действует зеркало

Свет должен попасть на зеркало, чтобы отразиться от него

В результате свет отражается от зеркала, свет меняет направление

Свет Солнца изменяет свое направление под действием зеркала, при падении на него

Задание 3. Выделите среди приведенных элементов обозначения физических величин, наименование и обозначение единиц физических величин, числовые значения величин и запишите в соответствующие клетки таблицы 10:

м/с, v, 10 мин., 20 м2, 30 мл, с, 3 т, сантиметр кубический, см, кг, метр квадратный, 5 км/ч, дециметр, 5 см3, мл, литр, V, мин., метр в секунду, 40 кг, километр в час, секунда, минута, метр, метр кубический, м2, 200 м, килограмм, м, грамм, тонна, км/ч, миллилитр, 58 с, сантиметр квадратный, l, м3, г, m, л, мм, дм, см3, s, t, 5 л, 18 м/с, т.

Таблица 10

Сведения о физических величинах

Название

Обозначение

Единицы

Числовое значение

наименование

обозначение

СИ

1

Скорость

2

Время

3

Площадь

4

Масса

5

Длина

6

Объем

Способ выполнения задания 3

1. Выделите среди элементов буквы латинского алфавита.

2. Для каждой буквы установите название величины, которую она обозначает по приведенным на с. 2 учебника обозначениям. Запишите букву в таблицу.

3. Выделите термины, написанные без сокращений.

4. Установите, опираясь на свой опыт, величину, единица которой имеет такое наименование. Занесите в таблицу.

5. Выделите сокращенные слова. Установите наименования единиц, которым принадлежат эти сокращения. Занесите в таблицу.

6. Выделите числовые значения с обозначениями единиц величин. Установите величину, единица которой указана. Занесите в таблицу.

Задание 4. Установите для величин, указанных в таблице 10, единицу в СИ и запишите ее обозначение в соответствующий столбец.

Способ выполнения задания 4

По таблице Международной системы единиц физических величин (СИ) установите для величин в таблице 10 основную единицу.

Задание 5. Выделите термины, обозначающие физический объект, физическое явление, свойство или физическую величину, и запишите в соответствующий столбец таблицы 11:

движение, глубина озера, таяние льда, автомобиль, длинная линейка, свечение лампы, высота дома, скорость ветра, дом, отражение света, кипение воды, гром, яркость свечения лампы, объем пирамиды, молния, кипение воды.

Таблица 11

Смысл терминов

Физический объект

Физическое явление

Свойство гаи физическая величина

Способ выполнения

Образец

1. Выделите термин, смысл которого требуется установить

2. Назовите или изобразите признаки ситуаций, которые обозначаются этим термином

3. Выделите среди признаков физический объект

4. Установите, есть ли среди признаков какие-либо изменения, происходящие с объектом

5. Установите, есть ли среди признаков черты, присущие группе объектов или явлений

6. Установите, есть ли среди признаков количественные отличия свойства рассматриваемого объекта или явления

7. Сформулируйте ответ

Требуется установить смысл термина «яркость свечения лампы»

Лампа испускает свет. Горение может быть ярче или тусклее

Объект — лампа

Лампа горит, т. е. испускает свет. Это физическое явление

Яркость — это то, чем может отличаться свечение разных ламп

Яркость означает, что лампа может испускать больше (или меньше) света

Термин «яркость свечения лампы» означает свойство лампы испускать больше (или меньше) света

Задание 6. Выявите характеристики приборов, шкалы которых изображены на рис. 16-21.

image157

Способ выполнения

Решение для прибора № 1

1. Установите единицу физической величины, измеряемой прибором:

а) найдите на шкале прибора обозначение единицы физической величины; обведите;

б) установите наименование единицы физической величины

2. Установите цену деления прибора:

а) выделите участок шкалы между соседними штрихами с цифрами; обведите границы участка (штрихи и цифры);

б) установите значение физической величины (В), соответствующее верхней границе выбранного участка; запишите;

в) установите значение физической величины (А), соответствующее низшей границе выбранного участка; запишите;

г) подсчитайте число (n) делений на участке от А до В; запишите;

д) рассчитайте цену деления шкалы на выбранном участке по формуле

ЦД = (В - А)/n;

е) установите цену деления шкалы на других участках

3. Установите пределы измерения прибора:

а) выделите крайние штрихи на шкале;

б) установите значение физической величины, соответствующее нижней границе шкалы (Xmin); запишите;

в) установите значение физической величины, соответствующее верхней границе шкалы (Хmах); запишите

4. Опишите характеристики прибора

На шкале стоит значок «V».

Это единица напряжения — вольт (В)

В = 9 В

А = 6 В

От штриха «6» до штриха «9» — 6 делений. n = 6

ЦД = (9 - 6) В/б дел = 0,5 В/дел

Все участки одинаковы

Крайними являются штрихи с цифрами «0» и «12»

Umin = 0 B

Umax = 12 В

Вольтметр измеряет напряжение от 0 до 12 В. Цена деления его шкалы 0,5 В/дел

Задание 7. Снимите показания приборов, шкалы которых изображены на рис. 16-21. (Определите значение физической величины, соответствующее положению указателя при данном измерении.)

Способ выполнения

Решение для прибора № 1

Выделите указатель и ближайший к нему штрих шкалы.

Выделите ближайший к указателю штрих с цифрой в сторону нуля.

Установите значение физической величины (А), соответствующее этому штриху. Запишите.

Подсчитайте число (n) делений на выявленном участке шкалы. Запишите.

Рассчитайте значение физической величины, соответствующее положению указателя, по формуле

xотсч = А + nЦД.

А = 3 В

n = 2 дел

Uотсч = 3 В + 0,5 (В/дел) · 2 дел = 4 В

Задание 8. По показаниям приборов в задании 7 запишите вымеренное значение физической величины с учетом погрешности отсчета по шкале.

Способ выполнения

Решение для прибора № 1

Установите погрешность отсчета по шкале (Δх = ЦД/2). Запишите

ΔU = 0,25 В

Запишите измеренное значение физической величины, х = хотсч + Δх

U = 4 В ± 0,25 В

_________________________________________________________

1 Вольтметр — прибор для измерения напряжения (U). Буква «V» — латинское обозначение единицы напряжения «вольт», русское обозначение В.

2 Барометр — прибор для измерения атмосферного давления (р). Единица давления — паскаль (Па).

3 Динамометр — прибор для измерения силы (F). Единица силы — ньютон (Н).

4 Амперметр — прибор для измерения силы тока (I). Единица силы тока - ампер (А).





загрузка...
загрузка...