загрузка...


Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 2. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

 

Урок 6. Механическое движение

 

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

 механическим движением называется явление изменения положения тела относительно другого тела, выбранного за тело отсчета;

 тело отсчета — это произвольно выбранное тело, относительно которого рассматривается положение остальных тел;

 материальная точка — модель движущегося тела, размерами которого пренебрегают при описании конкретного движения;

 траекторией движения тела называется линия, каждая точка которой отображает положение тела в определенный момент времени;

 путь — физическая величина, описывающая изменение положения тела и равная длине траектории между начальным и конечным положениями;

 единица пути в СИ — 1 м.

Учащиеся должны научиться:

 «создавать» понятия о механическом движении, теле отсчета;

 распознавать, движется или покоится тело в конкретных ситуациях;

 изображать траекторию движения тела в конкретной ситуации;

 находить пройденный путь.

 

ВИД ДОСКИ

Механическое движение. Траектория. Путь

ФАКТ

image13

 

ПЗ 1. Что такое механическое движение? Какие тела изменяют положение?

СИТУАЦИЯ

Наблюдатель:         Я    Водитель автобуса

Парта                   -     +

Ствол дерева        -    +

Автобус на шоссе  +   -

Птица в полете     +    +

 

Автобус изменяет положение. Автобус не изменяет положение?

ОТВЕТ               Любое тело изменяет положение по отношению к одним телам и не изменяет относительно других тел.

НАЗВАНИЯ         Тело отсчета — это...

ОПРЕДЕЛЕНИЯ   Механическое движение — это...

ФАКТ                Начальное и конечное положения тел одинаковы, а движение разное.

 

ПЗ 2. Чем различается движение тел?

МОДЕЛЬ

                       

ОБОЗНАЧЕНИЕ     линия                 длина линии

ЕДИНИЦА          Обозначение s

                       Единица в СИ — 1 м

НАЗВАНИЯ        Траектория — это ...

ОПРЕДЕЛЕНИЯ  Путь — это физическая величина, ...

                       Материальная точка — ...

Д/з. § 5 (4, 7-10), задачи № 5, 6 (устно), 7-10 (письменно) в учебнике (с. 135).

 

СЦЕНАРИЙ

П. (Организует проверочную работу по теме «Введение».)

 

Мотивационный этап

П. В окружающей нас действительности существуют явления, которые постоянно сопровождают нашу жизнь. Например, мы видим, как движутся автомобили по шоссе, вдет дождь, прыгает воробей и т. п. Что это за явление?

У. Это движение.

П. Приведите примеры движения. Какие изменения обозначают словом движение?

У. (Приводят конкретные примеры движения.) Изменяется место, расположение тела.

П. Что такое движение? (Учащиеся затрудняются дать определение.) Сегодня на уроке нам предстоит выяснить признаки движения. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Механическое движение».

 

Этап «создания» нового знания

П. Запишите познавательную задачу 1: Что такое механическое движение? Какие тела изменяют положение?

Установите, изменяется или нет положение следующих тел. (Называет тела.) Поставьте значок «+» или «-» около каждого тела. (Выслушивает и записывает ответы учащихся.) Это ваше видение. Что скажет по поводу этих же тел водитель автобуса? (Записывает «Я вижу», «Водитель автобуса». Выслушивает ответы учащихся.) По поводу автобуса два противоположных суждения. Что нужно добавить, чтобы снять противоречие. Запишите ваши предложения. У вас — 1 мин.

У. Положение автобуса изменяется относительно меня и не изменяется относительно водителя.

П. Какие же тела изменяют положение?

У. Все тела изменяют свое положение относительно одних тел и не изменяют относительно других.

П. Составьте определение механического движения.

У. Изменение с течением времени положения тела относительно другого называется механическим движением.

П. Тело, относительно которого рассматривается движение, называют телом отсчета. (Организует запись определений.)

 

Этап применения нового знания

П. (Организует выполнение задания 9.)

 

Мотивационный этап

П. Пронаблюдайте движение трех тел. Одинаково ли изменяется положение этих тел? (Демонстрирует движение между двумя одинаковыми положениями шарика по желобу, шарика по направляющим в виде петли, снаряда баллистического пистолета.)

У. Начальное и конечное положения тел одинаковы, но движения разные.

 

Этап «создания» нового знания

П. Итак, запишем познавательную задачу 2: Чем отличаются движения тел?

Подумайте и в тетрадях изобразите эти отличия. У вас — 1 мин.

У1. (Изображает на доске точками промежуточные положения тел и линию движения каждого тела.) Начальное и конечное положения шарика по желобу, по петле и в воздухе одинаковые, а промежуточные положения различные. Движение происходило по разным линиям.

У2. Расстояния, пройденные телами, разные. Длина линий, между начальным и конечным положениями у различных тел отлична друг от фуга.

У3. Время движения тел различно.

П. Выделенные отличия в. движении (линия, по которой движется тело, длина этой линии) имеют свои названия — траектория, пройденный путь. (Организует составление и запись определений траектории, пути.)

Тела имеют определенные размеры, а на рисунках вы изображали их точками. Действительно, во многих случаях все точки тела движутся одинаково и можно не учитывать размеры тела, рассматривая его как точку. Такую замену реального тела называют его моделью. Точку, которая заменяет реальное тело при рассмотрений его движения, называют материальной точкой. (Организует запись определения материальной точки.)

Какова наиболее простая форма траектории?

У. Прямая линия.

П. Для изучения первоначально выбирают более простые случаи. (Организует запись определения криволинейного и прямолинейного движений.)

 

Этап применения нового знания

П. (Организует выполнение заданий 10, 11 и контроль.)

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Демонстрация движения двух-трех тел между двумя одинаковыми положениями по разным траекториям.






загрузка...
загрузка...