загрузка...


Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 5. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

Урок 52. Зависимость атмосферного давления от высоты над поверхностью Земли

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что атмосферное давление уменьшается с высотой из-за уменьшения плотности воздуха.

Учащиеся должны научиться:

устанавливать указанный факт;

объяснять конкретные ситуации, происходящие вследствие изменения атмосферного давления с высотой.

ВИД ДОСКИ

Зависимость атмосферного давления ρа от высоты h

ПЗ 11. От чего и как зависит атмосферное давление?

МОДЕЛЬ

image116 давит столб воздуха высотой Н

ПРЕДСКАЗАНИЕ 1

От чего зависит ρа?

ОБНАРУЖЕНИЕ

ЭУ image117

Опыты1

Этаж №

1

5

р0, мм рт.ст.

750

749

ОТВЕТ Атмосферное давление уменьшается с высотой

ПРЕДСКАЗАНИЕ 2

Формула зависимости ра(h)

ОПЫТЫ

1 мм рт.cт. на 12 м подъема1

ОТВЕТ Атмосферное давление уменьшается с высотой из-за...

Д/з. Экспериментальное задание нас. 108 учебника

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Какой объект мы изучали на прошлом уроке и что узнали? (Организует ответы учащихся по модели атмосферы.)

На какие участки поверхности тела действует атмосфера? (Указывает на поверхность какого-либо тела.) Изобразите силу давления атмосферы на поверхность. (Указывает на участки поверхности А, Б, В — см. «Вид доски».)

У. (Учащиеся изображают на доске стрелками силы давленая и обозначают атмосферное давление.)

Мотивационный этап

П. Действие атмосферы влияет на самочувствие человека, является причиной многих явлений. Что нужно знать об атмосфере для учета ее влияния?

П. Запишите познавательную задачу 11. От чего и как зависит атмосферное давление? Такую задачу мы уже решали для жидкостей. Вспомним, как мы это делали.

У. Мы построили модель давления жидкости, на основе которой предсказали зависимость давления жидкости ρж от высоты столба h и плотности ρ и обнаружили эту зависимость на опыте, вывели формулу и проверили ее на опыте.

Этап «создания» нового знания

П. (Фиксирует на доске программу действий.) Запишите «Модель», подумайте и предложите модель атмосферного давления, объясните, «кто» давит на поверхности А, Б, В. У вас — 2 мин.

(Учащиеся выделяют горизонтальные слои на модели атмосферы, дают объяснение, аналогичное объяснению давления жидкостей.)

Мы построили модель давления атмосферы. Что дальше?

У. Нужно доказать экспериментально ее правильность. Для этого предсказать, от чего зависит атмосферное давление и обнаружить зависимость на опыте.

П. Запишите «Предсказание 1. От чего зависит атмосферное давление ра?» У вас — 1 мин.

У. (Обозначают на рисунке высоту над поверхностью Земли.) Атмосферное давление на какую-либо поверхность зависит от высоты столба атмосферы над этой поверхностью. Чем больше атмосферный столб, тем больше его вес, т. е. сила давления на тело. Но у атмосферы нет чёткой границы сверху, поэтому разумно говорить о зависимости от высоты над поверхностью Земли.

П. Предложите установку для обнаружения зависимости атмосферного давления ра от высоты h. У вас — 1 мин.

У. Можно воспользоваться установкой № 2, только, провести эксперименты на разных высотах, например на 1-м этаже и на 10-м. Чем дальше от Земли, тем меньше должен быть прогиб пленки.

П. Мы проведем эти эксперименты в более простом варианте на следующем уроке. Что еще можно предсказать, используя модель атмосферного давления?

У. Формулу зависимости атмосферного давления ра от высоты А.

П. Запишите «Предсказание 2. Формула зависимости атмосферного давления от высоты pa(h)». Схема вывода известна. У вас — 2 мин.

У. Такую формулу составить нельзя, так как плотность атмосферы изменяется с высотой и нельзя измерить высоту столба атмосферы.

П. Ваше суждение слишком категорично. Мы не можем составить такую формулу, так как не имеем достаточных знаний.

П. Давайте сформулируем причины такой зависимости. (Организует обсуждение и запись ответа, записывает тему урока.)

Этап применения нового знания

П. (Организует выполнение задания 61 и контроль.)

_________________________________________________________

1 Эти записи будут сделаны на следующем уроке.






загрузка...
загрузка...