загрузка...


Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 5. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

Урок 51. Вес газа. Атмосферное давление

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

газы под действием притяжения к Земле действуют на опору1;

атмосфера вследствие притяжения к Земле оказывает давление на поверхность Земли и на все предметы, находящиеся в атмосфере (атмосферное давление);

модель давления атмосферы: каждый слой (вследствие притяжения к Земле) давит на нижележащий и передает давление вышележащим слоям во все точки без изменения.

Учащиеся должны научиться:

устанавливать указанные факты;

объяснять явления равновесия или движения тел под действием атмосферы в конкретных ситуациях.

ВИД ДОСКИ

Атмосферное давление

ФАКТ Твердые тела, жидкости весят

ПЗ 9. Весят ли газы?

ЭУ image112

ОТВЕТ Газы действуют на опору вследствие притяжения к Земле

ФАКТ image113 Атмосфера — кислород, водород, углекислый газ, пары воды, азот и др. газы

П3 10. Оказывает ли атмосфера давление на поверхность Земли? на тела?

ЭУ image114

ОПЫТЫ 1. Магдебургские полушария

2. image115

ОТВЕТ Атмосфера оказывает давление на поверхность Земли и на тела при любом их расположении

Д/з. § 40, задание 58, повторить решение ПЗ 7, 8 (подчеркнуть карандашом названия основных шагов в решении)

СЦЕНАРИЙ

[Этап актуализации знаний]

П. Что такое вес тела? Каков вес гири массой 1 кг, воды в литровой банке? Что означают эти цифры?

У. Вес — это сила, характеризующая действие тел на горизонтальную опору или вертикальный подвес, обусловленное их Притяжением к Земле. Вес равен силе тяжести тела, если оно побоится или движется равномерно, т.е. вес равен произведению массы тела на ускорение свободного падения 9,8 Н/кг. Вес гири — 9,8 Н, вес воды также 9,8 Н. Это значит, что гиря и вода действуют на опору (стол и дно банки) с силой 9,8 Н.

[Мотивационный этап]

П. До сих пор мы говорили о весе твердых тел и жидкостей. Относится ли это к газам?

[Этап «создания» нового знания]

П. Запишите познавательную задачу 9. Весят ли газы? Как найти ответ на этот вопрос?

У. Нужно взвесить какой-нибудь газ на весах.

П. Как положить газ на чашку весов? (Изображает весы и сосуд с газом.) Предложите установку для взвешивания газа. У вас — 2 мин.

У. Нужно откачать из сосуда воздух, уравновесить его на весах, затем накачать какой-нибудь газ. Если равновесие нарушится, это будет означать, что газ имеет вес.

П. (Дополняет схему экспериментальной установки, описывает ее и проводит взвешивание воздуха.)

Сформулируйте ответ на эту познавательную задачу. (Организует обсуждение ответа и его запись.)

Этап актуализации знаний

П. Что вы знаете о давлении жидкостей? (Организует ответы учащихся по модели гидростатического давления.) К каким результатам приводит действие одного тела на другое?

У. Тело может изменить скорость движения или деформироваться.

Мотивационный этап

П. Что вы знаете об атмосфере? Что это, ее размеры, состав, строение, почему существует, ее свойства? (Выслушивает информацию учащихся, дополняет.) Опишите ситуацию как физическое явление. (Демонстрирует перевернутый стакан с водой, закрытый листом бумаги.)

У. Вода не выливается из стакана, так как на нее действует Земля вниз и атмосфера вверх.

П. Вы предполагаете, что атмосфера оказывает давление на тела, находящиеся в атмосфере.

П. Запишите познавательную задачу 10. Оказывает ли атмосфера давление на поверхность Земли? Ваши предложения по решению задачи?

У. Нужно придумать установку, чтобы какое-то тело двигалось или деформировалось под действием атмосферы.

П. Подумайте и предложите такую экспериментальную установку. У вас — 2 мин.

У. (Изображает на доске схему экспериментальной установки — см. «Вид доски».) Поскольку атмосфера всегда давит со всех сторон, то для обнаружения ее действия нужно ее «убрать» с одной стороны тела, тогда оно либо придет в движение, либо будет деформироваться.

П. (Описывает экспериментальную установку и проводит эксперименты.) Сформулируйте ответ. (Организует обсуждение и запись ответа.) Как назвать и обозначить действие атмосферы? (Выслушивает предложения учащихся. Делает записи.) Обозначьте на своих рисунках атмосферное давление.

Этап применения нового знания

П. (Организует выполнение задания 60 и контроль.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Демонстрации: 1) взвешивание воздуха; 2) действие атмосферы (например, опыт с «Магдебургскими полушариями»; прогиб пленки, натянутой на цилиндр от прибора «Шар Паскаля», при вытягивании поршня и т. п.).

___________________________________________________________

1 Вопрос о весе газа рассматривается, если соответствующая познавательная задача не была решена в теме «Взаимодействие тел». В противном случае этапы урока, выделенные квадратными скобками, пропускаются.






загрузка...
загрузка...