загрузка...

Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 5. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

Урок 47. Давление газа

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

газ оказывает давление во всех точках и по всем направлениям одинаково;

газ оказывает давление в результате многочисленных ударов молекул о стенку сосуда или поверхность какого-либо тела;

давление газа зависит от его температуры, объема и массы.

Учащиеся должны научиться:

устанавливать указанные факты;

предсказывать или объяснять изменение давления газа в конкретных ситуациях.

ВИД ДОСКИ

Давление газа

ФАКТ Газ оказывает давление на все участки сосуда и во всех точках одинаково

image101

ПЗ 2. Какова причина давления газа?

ГИПОТЕЗА image102 ...в результате многочисленных одновременных ударов молекул о стенку

ПЗ 3. Как рг зависит от m, V, t?

Предсказание

Обнаружение

Характеристики молекул

Картина ударов

рг

m

Увеличилась масса молекул или число молекул в сосуде

Увеличилась сила ударов или число ударов

рг

v

Уменьшилось число молекул около стенки

Уменьшилось число ударов

рг

t

Увеличилась скорость молекул

Увеличилась сила ударов

рг

ОТВЕТ Давление газа обусловлено .... Из-за этого давление рг увеличивается при увеличении массы и температуры и уменьшении объема.

Д/з. § 34, 35 (выписать название устройства, в котором применяют сжатый газ, его назначение, область применений)

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Какая величина описывает действие одного тела на поверхность другого? (Организует ответы учащихся по модели давления.) Каково строение газа? Как газы оказывают давление1? (Организует ответы учащихся по модели давления газа.)

Мотивационный этап

П. С давлением разных тел мы сталкиваемся очень часто. Поэтому будем изучать давление и газов, и жидкостей, и твердых тел. Начнем с давления газов. Вы знаете, что при накачивании шины она становится упругой, т. е. газ оказывает давление на все участки шины. Почему так происходит?

Этап «создания» нового знания

П. Прежде всего выясним, как газ оказывает давление. Какие невидимые явления с молекулами газа обусловливают его давление на стенки и на тела, помещенные в газ? Запишите познавательную задачу 2.2 (Изображает на доске поверхность тела и молекулы газа) Подумайте и свои модели изобразите к тетради. У вас — 2 мин.

У. Молекулы газа непрерывно и хаотично движутся» сталкиваются со стенкой. В каждый момент большое число молекул ударяется о стенку, и стенка должна прогибаться, т. е. газ оказывает давление.

П. Можно ли считать высказанное предположение истиной?

У. Нет, его нужно проверить: предсказать какие-либо зависимости для давления газа и обнаружить их на опыте.

П. Запишите познавательную задачу 3. «Как зависит давление газа от его массы, объема и температуры?» (Фиксирует действия по решению этой задачи в виде «шапки» таблицы.) Одно предсказание проведем вместе. Предположим, что увеличилась масса газа (записывает условно «m»), как изменится давление?

Какие характеристики молекул изменились, если изменилась масса газа? (Обозначает графу таблицы «Характеристики молекул») Запишите ваши предположения.

У. Изменилась либо масса молекул, либо их число в том же объеме.

П. (Изображает высказанные предположения.) Как изменится картина ударов о стенку? (Обозначает графу таблицы «Картина ударов») Запишите ваши предположения.

У. Молекулы большей массы сильнее действуют на стенку во время удара. Если число молекул увеличилось, то одновременно производится больше ударов.

П. (Изображает высказанные предположения.) Как же изменится давление газа? (Обозначает графу «рг».) Запишите ваши предположения.

У. Давление увеличится.

П. (Изображает высказанные предположения.)

Теперь аналогично проведите рассуждения отдельно для зависимости давления от объема газа и от температуры. У вас — 3 мин. (Организует обсуждение предсказаний учащихся)

Если давление газа обусловлено ударами его молекул, то можно предположить, что давление газа тем больше, чем больше его масса в том же объеме и при той же температуре. Давление газа тем больше, чем выше температура при той же массе и в том же объеме. Каков наш следующий шаг?

У. Нужно обнаружить на опыте предсказанные зависимости.

П. Я проведу эксперименты с воздухом, а вы установите их

соответствие высказанным предположениям. (Проводит опыты.) Укажите для каждого опыта, что изменялось (температура, масса или объем), что оставалось неизменным, как изменялось давление газа.

У1. Температура воздуха в колбе увеличивалась при ее нагреве на плитке. Масса и объем воздуха не изменялись. Капелька воды смещалась. Значит, давление воздуха увеличивалось при нагревании.

У2. Масса воздуха в сосуде, закрытом резиновой пленкой, увеличивалась. Воздух накачивали в сосуд. Температура и объем воздуха не изменялись. Резинка выпячивалась при накачивании воздуха и втягивалась при откачивании. Значит, давление воздуха увеличивается при увеличении его массы и уменьшается при уменьшении.

У3. Объем воздуха в сосуде уменьшался. Масса и температура воздуха не изменялись. Шарик, надетый на отверстие сосуда, раздувался при сжатии. Значит, давление воздуха тем больше, чем меньше его объем.

П. Все предсказания подтвердились. Как же мы ответим на поставленный вопрос? (Организует обсуждение и запись ответа на поставленный вопрос, запись темы урока.)

Этап применения нового знания и контрольный этап

П. (Организует выполнение задания 53 и контроль.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Демонстрации изменения давления газа при изменении его объема, массы и температуры.

______________________________________________________

1 Этот вопрос имеет смысл задать, если давление газа изучалось в теме «Строение вещества». Если нет, то ответ на него учащиеся получат на этапе «создания» знания.

2 Если ответ на этот вопрос известен, то фрагмент, выделенный квадратными скобками, пропускается, и этап «создания» нового знания начинают с предсказания зависимости давления газа от его массы, объема и температуры.






загрузка...
загрузка...