загрузка...


Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 5. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

Урок 46. Давление

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

сила давления — это сила, действующая перпендикулярно поверхности тела;

давление — физическая величина, описывающая действие одного тела на другое и равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади поверхности соприкосновения тел; единица давления — 1 Па (паскаль).

Учащиеся должны научиться:

создавать понятие «давление»;

находить значение давления в конкретных ситуациях.

ВИД ДОСКИ

Сила давления — это...

ФАКТ Результат давления зависит от F и S

ПЗ 1. Ввести физическую величину, описывающую давление тел

СПОСОБ ОЦЕНКИ СВОЙСТВА

image100

НАЗВАНИЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ давление, р

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛА р = Fдавл/S

ЕДИНИЦА 1 Н/м2 = 1 Па (паскаль)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Давление — ...

Д/з. § 32, 33, экспериментальное задание на с. 85 учебника

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. (Организует проверочную работу.) Мы изучили действия тел друг на друга. Вспомним некоторые понятия.

Какие величины характеризуют действие одного тела на другое? Какие изменения происходят с телами при действии на них других тел? (Организует ответы учащихся по моделям сил и механической работы.)

У. Действие тел друг на друга характеризуют физическими величинами «сила» и «механическая работа». Силу измеряют динамометром. Сила имеет числовое значение (модуль) и направление, единица силы — 1 Н. В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость движения, либо изменяется форма (деформируется). Механическая работа описывает воздействие на участке траектории, в результате которого изменяется скорость движения тела.

Этап «создания» понятия о силе давления

П. Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Когда мы стоим, то давим на пол, садимся — давим на сиденье, откидываемся — давим на спишу стула, прикрепляем листок к доске — давим на кнопку и т. д. (Изображает ситуации.) Что общего, с точки зрения физика, у тех воздействий, которые называют в жизни давлением одного тела на другое? Предлагаю для приведенных случаев построить силу воздействия, сравнить построенные силы (вид, модуль, направление) и выделить общее. У вас — 2 мин.

У. (Изображают силы воздействия.) Во всех случаях сила перпендикулярна поверхности тела, на которое производится воздействие.

П. (Организует запись определения силы давления.)

Этап актуализации знаний

П. Перед вами столик с гирей массой 1 кг. Я поставлю столик на песок, а вы опишите, что произойдет, и объясните, почему.

У. Столик погрузился в песок, так как гиря вследствие притяжения к Земле действует на столик, а столик на песок, поверхность песка разрушается.

Мотивационный этап

П. Что изменится, если я поставлю гирю массой 2 кг.

У. Столик погрузится в песок глубже, так как чем больше сила, тем больше деформация.

П. (Переворачивает столик и ставит на него двухкилограммовую гирю.)

У. Вы увеличили силу, но перевернули столик.

П. Вы же только что сказали: чем больше сила, тем больше результат. В чем вы ошиблись?

У. Результат (разрушение поверхности) зависит не только от модуля силы, но и от площади поверхности, на которую она действует.

П. Приведите аналогичные примеры.

(Ученики приводят примеры: погружение в снег на лыжах и без лыж.)

Значит, чтобы предвидеть результат воздействия в виде больших или меньших разрушений, нужно учитывать не только модуль силы, но и площадь той поверхности, на которую производится воздействие. Запишем этот факт. Нужно ввести величину, описывающую действие на тело другого тела с учетом площади поверхности соприкосновения тел.

Этап «создания» нового знания

П. Запишите познавательную задачу 1. Как решаются задачи о введении физической величины?

У. Нужно разработать метод оценки свойства через другие величины, подобрать название и обозначить новую величину, установить ее единицу, составить определение.

П. (Фиксирует на доске действия по решению познавательной задачи.) Поскольку результат зависит от модуля силы и площади поверхности, на которую производится воздействие, нужно искать комбинацию двух величин: силы F и площади S. Запишите «Способ оценки свойства». Подумайте и предложите способ оценки воздействия с учетом площади поверхности соприкосновения. Рассмотрите последовательно три случая: а) разные силы действуют на одинаковые поверхности, б) одинаковые силы действуют на разные поверхности, в) силы и поверхности разные» (Изображает модели ситуаций.) У вас — 3 мин.

У. Если разные по модулю силы действуют на поверхности одинаковой площади, то .действие будет тем больше, чем больше модуль силы (F1/F2). Если силы одинаковые, а площади поверхностей разные, то действие будет тем больше, чем меньше площадь поверхности. Если же различаются и силы, и площади поверхностей, то нужно рассчитать силу, действующую на единицу поверхности, для каждого случая и сравнить это отношение (F/S). Действие одного тела на другое можно оценить отношением модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности тела, к площади соприкосновения тел.

П. Запишите «Название, обозначение». Эту величину принято называть давлением и обозначать буквой р. Что еще нужно сделать для введения новой величины?

У. Нужно записать формулу и установить единицу давления,

П. (Записывает формулу.) Запишите «Единица» и предложите единицу давления. У вас — 1 мин.

У. Если модуль силы равен 1 Н, а площадь — 1 м2, то давление р = 1 Н/м2

1 Н/м2 — это давление, производимое телом, которое действует силой давления 1 Н на другое тело при площади поверхности их соприкосновения 1 м2.

П. Эта единица имеет специальное название в честь Блеза Паскаля, ее обозначают сокращенно «Па». Запишите 1 Па = 1 Н/м2. Составьте определение физической величины «давление», запишите его в тетради. (Организует обсуждение и запись оопределения давления и темы урока.)

Этап применения нового знания

П. (Организует выполнение заданий 51, 52 и контроль.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Демонстрация зависимости результата воздействия от площади поверхности, например, погружение в песок гвоздей на разную глубину при опоре на острия и шляпки.






загрузка...
загрузка...
загрузка...