загрузка...

Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 4. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Урок 45. Строение твердых тел, жидкостей и газов

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

твердые тела сохраняют форму и объем, их трудно сжать;

жидкости сохраняют объем, принимают форму сосуда, трудно сжимаемы;

газы занимают весь предоставленный объем, легко сжимаемы;

в газах молекулы расположены на расстояниях, много больших размеров самих молекул, движутся по всему объему, взаимодействуют (отталкиваются) только при столкновениях;

в жидкостях расстояния между молекулами сравнимы с размерами молекул, молекулы движутся около определенных положений и время от времени «перескакивают» в другие положения, силы взаимодействия молекул значительные;

в кристаллических твердых телах расстояния между молекулами сравнимы с размерами молекул, расположены молекулы в строгом порядке, каждая движется около определенного положения, силы взаимодействия значительные.

Учащиеся должны научиться:

«создавать» модели строения твердых тел, жидкостей и газов;

описывать строение конкретных твердых тел, жидкостей и газов.

ВИД ДОСКИ

Строение твердых тел, жидкостей и газов

Агрегатное состояние

Свойства

Молекулы

форма

объем

сжатие

расположены

движутся

взаимодействуют

Твердое (кристаллическое)

Сохраняет

Сохраняет

Трудно

На расстояниях, равных размеру молекул

Около определенных положений

Сильное притяжение или отталкивание

Жидкое

Форма сосуда

Сохраняет

Трудно

---------«---------

Изредка изменяют положение

---------»---------

Газообразное

Не имеет

Весь предоставленный

Легко

На расстояниях, больших размера молекул

По всему объему

Притяжение или отталкивание только при столкновении молекул

Д/з. §§ 30, 31, кроссворд. Подготовиться к проверочной работе. Повторить сведения о строении вещества и занести их в таблицу:

Знания о строении вещества

Явления, обусловленные таким строением вещества, их модели

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Вспомним, что мы узнали о строении вещества.

(Учащиеся формулируют постулаты МКТ и метод их создания.)

Опишите строение сосульки, воды в стакане, пара над горячей водой.

У. Сосулька состоит из одинаковых молекул — молекул воды, которые непрерывно и беспорядочно движутся и взаимодействуют друг с другом. (Дают одинаковое описание строения указанных тел.)

П. Вы считаете, что строение твердых тел, жидкостей и газов одинаково?

У. Нет.

П. Что же мы еще не знаем о строении вещества?

У. Строения твердых тел, жидкостей и газов различно.

П. Запишите тему урока. Как можно установить различия в расположении, движении и взаимодействии молекул вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях?

У. Нужно сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, которые обусловлены изменением расположения, движения и взаимодействия молекул, выдвинуть гипотезу об их строении и проверить ее экспериментально.

П. Сравним такие свойства тел, как форма, объем и сопротивление сжатию в твердом, жидком и газообразном состояниях. Вам поможет учебник. Откройте § 30 (с. 75). На работу — 3 мин. Сведения занесите в таблицу. (Организует ответы учащихся и запись — см. «Вид доски».)

Теперь нужно предположить, каковы различия расположения, движения и взаимодействия молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Представьте, что вы — молекулы и образуете твердое тело (первый ряд), жидкость (второй ряд) и газ (третий ряд). Форма «твердого тела» определяется границами первой и последней парт и проходами. «Жидкость» должна показать, как может измениться ваша «коллективная» форма от нынешних границ до ... (определяет новые границы). «Газу» предоставлен объем ... (определяет пространство для «газа»). Помните! У молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении 5 мин. По истечении этого срока вы должны описать (рисунком и словами) и продемонстрировать расположение, движение и взаимодействие молекул.

(Учащиеся моделируют строение вещества и делают зарисовки.)

Выберите представителя. Послушаем сообщение от каждого ряда. (Организует выступления представителей групп.) Теперь послушайте, что по этому поводу думают физики. (Дает общепринятое описание строения тел, делает записи в графе «молекулы».)1 Перенесите записи в тетради.

(Учащиеся заполняют графу «Молекулы».)

П. В настоящее время мы не можем обсудить экспериментальную проверку этих моделей, вернемся к этому вопросу позже.

Этап применения нового знания

П. Теперь можно описать поведение молекул более подробно. (Организует выполнение задания 50 и контроль.)

_____________________________________________________

1 Целесообразна демонстрация компьютерных моделей строения вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях.






загрузка...
загрузка...