загрузка...


Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 4. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Урок 44. Взаимодействие молекул

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

молекулы взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются); из-за этого тела обладают упругостью и могут слипаться;

молекулы разных веществ взаимодействуют сильнее или слабее; из-за этого жидкости растекаются (смачивание) или собираются каплями (несмачивание) на поверхности твердого тела или другой жидкости;

смачивающая жидкость поднимается по тонким трубкам — капиллярам;

чем тоньше капилляр, тем на большую высоту в нем поднимается жидкость.

Учащиеся должны научиться:

устанавливать указанные факты;

объяснять конкретные ситуации.

ВИД ДОСКИ

Взаимодействие молекул

ФАКТ При растяжении и сжатии возникает упругое взаимодействие тел

ПЗ 5. Какие свойства молекул отвечают за упругость тел?

ГИПОТЕЗА

image97

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

Предсказание

image98

Обнаружение

image96

вещество

вода

масло

стекло

парафин

полиэтилен

бумага

л

к

л

л

л

л

л

л

ОТВЕТ Молекулы взаимодействуют.... Из-за этого....

Молекулы разных веществ.... Из-за этого ....

Капиллярность — явление подъема ...

Чем тоньше капилляр, тем выше подъём жидкости

Д/з. § 28, 29 (вопросы 6, 8, 9 письменно).

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. (Организует проверочную работу.) Что мы знаем о строении тел? Как мы это узнали?

У. (Учащиеся вспоминают сведения о строении вещества и метод получения этих знаний.)

Мотивационный этап

П. Продолжаем изучать свойства молекул. Начнем с явления. Какое взаимодействие наблюдается в следующих ситуациях? Какой закон описывает этот вид взаимодействия? (Демонстрирует упругость пружины баллистического пистолета при сжатии, растяжение резинки под действием груза. Организует повторение упругого взаимодействия по модели.)

Тела обладают упругостью. При деформации тел возникает упругое взаимодействие. Какую задачу поставим?

У. Почему тела упруги, какие свойства молекул обусловливают это? Почему одни тела сжимаются и растягиваются больше, а другие меньше?

Этап «создания» нового знания

П. Запишите познавательную задачу 5. Как и раньше, вам предлагается выдвинуть гипотезу о свойствах молекул, объясняющую сопротивление тел сжатию и растяжению (возникновение упругого взаимодействия), а также различную упругость тел. (Изображает сжатие и растяжение.) Запишите «Гипотеза» и предположите, какие изменения произошли с молекулами. У вас — 2 мин.

У1. Молекулы при сжатии сближаются и, наверное, начинают отталкиваться друг от друга все больше и больше: тело становится трудно дальше сжимать, сила упругости увеличивается.

У2. При растяжении тела молекулы удаляются друг от друга и, наверное, начинают притягиваться, поэтому тело становится все труднее и труднее растягивать, сила упругости увеличивается.

П. Мы предположили, что молекулы взаимодействуют: притягиваются и отталкиваются. (Объясняет характер взаимодействия молекул и изображает силы взаимодействия.) Как же проверить эту гипотезу? Действительно молекулы притягиваются и отталкиваются, или это только наши фантазии? Запишите «Проверка гипотезы». Попробуйте предсказать, что произойдет в следующих случаях. (Изображает модели строения тел в начальном состоянии.)

1) Два тела соединили.

2) На поверхность твердого тела капнули жидкость. Как будут передвигаться молекулы жидкости, если а) молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела; б) молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела. Какую форму примет жидкость, она растечется в виде лужицы или соберется капелькой? На работу — 3 мин.

У1. Если сблизить молекулы на маленькое расстояние, они начнут притягиваться друг к другу, и тела должны слипнуться.

У2. Если молекула жидкости сильнее притягивается к соседней молекуле жидкости, то молекулы жидкости будут стремиться отойти от поверхности твердого тела, сблизиться друг с другом, жидкость будет лежать на поверхности капелькой.

У3. Если молекула жидкости сильнее притягивается к соседней молекуле твердого тела, то молекулы жидкости будут стремиться к поверхности твердого тела, жидкость, образуя лужицу, растечется.

П. Давайте проверим наши предположения. (Демонстрирует опыт со свинцовыми цилиндрами, прилипание стеклянной пластинки к поверхности воды.) Что вы пронаблюдали?

У1. Мы наблюдали, как два цилиндра слиплись, когда их придавили друг к другу, и выдержали гирю массой 5 кг.

У2. (Аналогично рассказывает об опыте с пластинкой.) При отрыве пластинки от воды вода осталась на стекле. Значит, молекулы воды сильнее притягиваются к молекулам стекла, чем к молекулам воды. Разрыв произошел между молекулами воды.

П. Второй случай предлагаю вам исследовать самостоятельно. У вас на столах твердые тела: стекло, слой парафина на стекле, листочки бумаги, кусочки полиэтилена, жидкости (вода, растительное масло), пипетки. Капните воду и масло на поверхности твердых тел и пронаблюдайте форму воды и масла. Результаты отметьте в таблице буквами «к» (капля) или «л» (лужа). Приступайте1 (см. «Вид доски»),

(Учащиеся выполняют эксперимент, рассказывают о своих результатах.)

П. Что мы узнали о свойствах молекул? Сформулируйте ответ.

У. Молекулы притягиваются и отталкиваются. Из-за этого тела трудно растянуть или сжать, возникает упругое взаимодействие, тела могут слипаться. Молекулы разных веществ притягиваются по-разному (сильнее или слабее). Из-за этого жидкости могут образовывать на поверхности твердого тела капельку или растекаться,

П. Прежде чем мы запишем ответ, давайте назовем обнаруженные явления. Явление растекания жидкости по поверхности твердого тела называют смачиванием. Если же жидкость не растекается, то говорят, что она не смачивает данное вещество. (Организует запись ответа, подведение итога и запись темы урока.)

Этап применения нового знания

П. Итак, мы познакомились с новым свойством молекул — их взаимодействием: притяжением и отталкиванием. Как можно использовать это знание?

У. Можно в конкретных ситуациях описать, притяжение и отталкивание молекул.

П. (Организует выполнение задания 48.)

П. Мы также установили, что молекулы притягиваются по-разному: сильнее или слабее. Как можно применить это знание?

(Организует выполнение задания 49 и контроль.)2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Демонстрации: 1) растяжение резинки и нитки под действием груза; 2) слипание свинцовых цилиндров; 3) прилипшие стеклянной пластины к поверхности воды.

2. Лабораторные опыты: исследование поведения воды и растительного масла на поверхности стекла, парафина, полиэтилена, бумаги и др.

__________________________________________________

1 Можно также провести демонстрационный эксперимент в диапроекции.

2 Можно ограничиться выполнением задания 48 в зависимости от уровня подготовки класса.






загрузка...

загрузка...