загрузка...

Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Урок 4. Характеристики измерительных приборов

 

ЦЕЛЬ                                                       

Учащиеся должны усвоить, что:                

 измерительные приборы делят на цифровые и стрелочные; стрелочные приборы имеют шкалу, которая представляет собой нанесенные с помощью штрихов деления с цифрами, обозначающими значения измеряемой величины;

 наибольшее и наименьшее значения физической величины, измеряемой данным прибором, называют пределами измерения прибора;

 значение физической величины, соответствующее наименьшему делению шкалы прибора, называют ценой деления прибора.

Учащиеся должны научиться:

 устанавливать наименование единицы физической величины, измеряемой данным прибором;

 устанавливать характеристики измерительного прибора: цену деления и пределы измерения.

 

ВИД ДОСКИ

Характеристики измерительных приборов

ПЗ 4. Что собой представляют измерительные приборы?

общее

различное

• наибольшее и наименьшее измеряемые значения ФВ

• значение ФВ, соответствующее наименьшему делению шкалы

Пределы измерения прибора — это ...

Цена деления шкалы — это ....

ЦД = (В - А)ед./п

Д/з. § 4, задание 5

 

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. (Организует проверку домашнего задания.)

 

Мотивационный этап

П. На прошлом уроке мы выяснили, что физические величины измеряют специальными приборами. Откройте с. 8 учебника. Назовите приборы, изображенные на рис. 7, и измеряемую ими величину.

У. Это термометры — приборы для измерения температуры.

П. Приборы измеряют одну и ту же величину, но они явно не одинаковые. Вы встречались с другими термометрами? (Выслушивает учащихся.) Разные тёрмометры используют в разных условиях: на улице, в комнате, в медицине. Что нужно знать о приборе, чтобы выбрать прибор, наилучшим образом соответствующий условиям эксплуатации? Что собой представляют измерительные приборы? Это нам предстоит выяснить. Запишите познавательную задачу 4.

 

Этап «создания» нового знания

П. Для ответа на поставленный вопрос возьмем несколько приборов и выясним, что у них общего и в чем отличия. (Демонстрирует несколько стрелочных приборов, называет их.) Названия приборов указаны в таблице в рабочих листах. Что общего у этих измерительных приборов?

У. У каждого из них имеется шкала.

П. Что собой представляет шкала прибора? Опишите шкалу общими словами.                   

У. Шкала — это прямая или изогнутая линия, перпендикулярно которой нанесены черточки разной длины. Около некоторых, черточек стоят цифры, около крайней слева черточки — цифра 0.

П. (Демонстрирует изображение шкалы.) Основными элементами шкалы являются деления — промежутки между соседними штрихами одинаковой длины. Наименьший промежуток между соседними штрихами — это наименьшее: деление шкалы. Нанесенные цифры — значения физической величины, соответствующие штриху.  

Мы знаем, что значение физической величины равно числу определенных единиц! Около цифр на шкале единица величины не указана, а у каждой величины несколько единиц. Есть ли на приборе сведения о единице величины? Откройте с. 8 учебника и рассмотрите рис. 4-7.                                                         

У1. На рис. 5 изображена мензурка, на которой написано «мл». Это обозначение миллилитра — единицы объема.

У2. На рис. 7 изображены термометры, на которых стоит обозначение единицы температуры — градус Цельсия.

У3. На рис. 4 изображена сантиметровая лента. У нее каждое деление — сантиметр.

У4. На рис. 6 изображен секундомер. Единицы времени не указаны. У него две шкалы. Большая показывает секунды, а малая — минуты.

П. Если прибор распространенный (часы, сантиметровая лента, линейки и т. п.), то на них единицы измеряемой величины не указывают, их человек знает с детства. У большинства приборов единица величины указана на шкале или специальных переключателях. (Выделяет на изображении шкалы участок с единицей величины.) Если прибор импортный, то единица величины записана латинскими буквами, например «ml».

У каждого прибора есть указатель. Это либо стрелка (указывает на приборы со стрелками), либо поверхность жидкости, как в термометре и мензурке.

Назовите физическую величину, которую измеряют этими приборами. (Демонстрирует линейку ученическую, метр демонстрационный и сантиметровую ленту.)

У. Этими приборами измеряют длину, ширину и высоту предметов.

П. Зачем нужны три прибора для измерения одних и тех же величин? Чем отличаются эти приборы?

У. Линейкой можно измерить длину до 25 см, демонстрационным метром — до 1 м, сантиметровой лентой — до 150 см.

П. Конкретный прибор измеряет не любое значение величины, а в определенных пределах. Наименьшее и наибольшее значения физической величины, измеряемые прибором, называют пределами измерения этого прибора. (Выделяет на изображении шкалы пределы измерения. Организует запись определения.) Чем еще отличаются эти приборы?

У. У сантиметровой ленты и метра наименьшие деления по одному сантиметру, а у линейки наименьшее деление — 1 мм.

П. Как вы это увидели?

У. На линейке расстояние между штрихами с цифрами 1 и 2 равно 1 см. Между этими штрихами 10 делений. На каждое деление приходится 1 см/10, т. е. 1 мм.

П. 1 см и 1 мм — это значения длины, соответствующие наименьшему делению шкалы. У каждого прибора наименьшему делению шкалы соответствует определенное значение измеряемой величины, которое называют ценой деления шкалы прибора. (Организует запись определения.) Пределы измерения и цена деления— это характеристики измерительного прибора.

Как найти цену деления прибора? Составьте последовательность действий по нахождению цены деления любого прибора. У вас — 3 мин.

У. Нужно найти на шкале единицу измеряемой величины. Выделить штрихи с цифрами. Записать значения величины, соответствующие этим штрихам. Потом подсчитать число делений между штрихами: Вычесть из большего значения величины меньшее и разделить на число делений.

П. Обозначим меньшее значение буквой «А», большее — «В», число делений — «п». (Изображает фрагмент шкалы прибора.) Составьте формулу для расчета цены деления прибора, (Организует составление формулы.)

Как найти пределы измерения прибора?

У. Нужно выделить крайние штрихи шкалы. Цифры, которые стоят около них, и есть наименьшее и наибольшее значения данной физической величины в единицах, указанных на шкале прибора.

П. Что вы узнали об измерительных приборах? (Организует воспроизведение учащимися описания шкалы прибора и определений характеристик измерительных стрелочных приборов, запись темы урока.)

 

Этап применения нового знания                

П. Как использовать полученные знания об измерительных приборах?

У. Если имеется измерительный прибор, то можно узнать его характеристики: пределы измерения и цену деления.

П. Действительно, прежде чем воспользоваться прибором, нужно установить его характеристики.

Задание 6. Запишите формулировку задания. (Организует выполнение задания 6.)

П. Теперь самостоятельно установите характеристики измерительных приборов, указанных в рабочих листах. Эта работа на отметку.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Измерительные приборы: мензурка на 0,5 л; амперметр демонстрационный, вольтметр демонстрационный, динамометр демонстрационный; метр демонстрационный, лента сантиметровая, термометр демонстрационный

2. Рабочий лист

Лабораторная работа! № 1. Выявление характеристик измерительных приборов

 

Название прибора

Измеряемая величина

Единица величины

Пределы измерения

Цена деления

1

Мензурка (рис. 5 учебника)

Объем

 

 

 

2

Динамометр демонстрационный

Сила

Ньютон (...)

 

 

3

Вольтметр демонстрационный

Электрическое напряжение

Вольт (..)

 

 

4

Амперметр демонстрационный

Сила электрического тока

Ампер (..)

 

 

5

Термометр демонстрационный

Температура

 

 

 

6

Термометр (рис. 7, слева)

 

 

7

Термометр (рис. 7, справа).

 

 

8

Цилиндр измерительный

Объем

 

 

 







загрузка...
загрузка...