загрузка...

Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 4. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Урок 41. Размер и строение молекул

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

молекула — наименьшая частица данного вещества;

молекулы одного и того же вещества одинаковы;

молекулы разных веществ отличаются размерами и строением;

молекулы имеют размер порядка 10-8 – 10-10 м;

измерить размер молекул можно методом тонкой пленки и по фотографии, сделанной с помощью электронного микроскопа.

Учащиеся должны научиться разрабатывать метод измерения молекул и оценивать размер молекулы по фотографии.

ВИД ДОСКИ

Размер и строение молекул

ПЗ 2. Каковы размеры молекул?

image87

Метод измерения по фотографии

Метод измерения по тонкой пленке1

image86

image88

image89

image90

d = 10-8 – 10-10 м

представление

о размере молекул

о числе молекул в теле

палец 10 км

молекула 0,5 точки

1000000 — за 1 с

все — за 30 млрд. лет

Молекулы одного и того же вещества...

Молекулы разных веществ ...

Д/з. § 26 (2), лабораторная работа № 7.

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Что мы узнали о строении вещества на прошлом уроке? Как получены эти сведения? (Организует ответы учащихся по моделям явлений.)

Как записать десятичную дробь без большого числа нулей после запятой?

(Выслушивает ответы учащихся. Объясняет стандартную запись числа. Дает задание для тренировки — см. «Вид доски».)

Мотивационный этап

П. Вы уже знаете, что молекулы состоят из атомов. Как же понимать, что молекула — наименьшая частица данного вещества? Откройте с. 67, на рис. 68 и 69 учебника изображено схематически строение молекул трех веществ. Какие это вещества, из каких атомов состоят их молекулы? Прочитайте абзацы 4-7. У вас — 3 мин.

У. На рис. 68 изображено строение молекулы воды. На рис. 69 черным изображено строение молекулы кислорода, а голубым — строение молекулы водорода.

П. Какие превращения вещества происходят в этом примере I при делении молекул на атомы и последующем соединении атомов?

У. Если молекулы воды разделятся на атомы кислорода и водорода, а затем атомы водорода и кислорода соединятся между собой, получатся отдельно молекулы кислорода и молекулы водорода, т.е. вода превратится в кислород и водород.

П. Значит, разделить молекулы какого-либо вещества на более мелкие атомы можно, но тогда получатся другие вещества. Это и означает, что молекула — наименьшая частица данного вещества.

Мы привыкли к тому, что все тела характеризуются определенными размерами. Каков размер молекул? Именно на этот вопрос мы будем отвечать сегодня. Запишите познавательную задачу 2. «Как измерить маленькую частицу вещества, если она невидима»?

У. Нужно сделать увеличенную фотографию.

П. Откройте учебник на с. 154 (рис. 156). Рассмотрим «фотографию» кусочка золота, сделанную с увеличением более 1 000 000 раз. (Дает описание «фотографии».)

Сейчас я предлагаю подумать и составить план действий по определению размера частицы золота по фотографии. Разделите часть листа пополам. Запишите «Метод измерения по фотографии». У вас — 1 мин.

У. Нужно подсчитать число атомов золота на фотографии, укладывающихся на отрезке под ней. Затем разделить две миллионные доли миллиметра на полученное число.

П. (Изображает метод измерения на доске) Приступайте к работе. У вас— 5 мин. (Организует проверку результата.)

Существуют и другие методы измерения молекул. В § 27 описан метод тонкой пленки. Запишете его название в правой половине страницы. О нем вы прочтете дома, сделаете схематический рисунок, запишите результаты измерений и расчет. Молекулы разных веществ имеют разные размеры. Размеры молекул различаются в десятки и сотни раз и составляют порядка 10-8 - 10-10 м. (Записывает на доске.)

Мы установили, что тела состоят из отдельных частиц, определили размер этих частиц. Как можно представить объекты таких размеров? Запишите «представление о размерах молекул». Прочтите на с. 66 (абзацы 4-6) примеры сравнения молекул с известными телами. У вас — 1 мин. (Выслушивает ответы учащихся и схематически изображает примеры сравнения) В каждом теле огромное количество молекул. На с. 67 приведен пример, помогающий представить, сколь велико' число частиц в теле. Прочтите его. У вас — 1 мин. (Выслушивает ответы учащихся и изображает схематически пример) Все молекулы одного и того же вещества одинаковы, а молекулы разных веществ различаются размерами и составом. Запишите это. (Организует подведение итога и запись темы урока.)

Этап применения нового знания

П. Теперь можно сказать, одинаковы или различны по составу и размерам молекулы, из которых состоят конкретные тела. (Организует выполнение задания 45 и контроль.)

__________________________________________________________

1 Этот метод учащиеся описывают дома.






загрузка...
загрузка...