загрузка...


Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 4. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Урок 40. Молекулы

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что

тела состоят из частиц, между которыми есть промежутки; из-за этого тела могут изменять размеры и форму, смешиваться, разрушаться;

изменение размеров тел объясняется тем, что расстояние между частицами увеличивается или уменьшается;

изменение формы тел объясняется тем, что расположение частиц друг относительно друга изменяется;

разрушение тел объясняется тем, что группы частиц сдвигаются друг относительно друга на значительные расстояния;

перемешивание объясняется тем, что частицы одного тела располагаются между частицами другого тела.

Учащиеся должны научиться:

«создавать» постулат о строении тел;

описывать изменения в расположении молекул при разрушении, смешивании тел, изменении их размеров и формы в конкретных ситуациях.

ВИД ДОСКИ

Молекулы

СВОЙСТВО Размеры тел могут увеличиваться и уменьшаться1

image83

ПЗ 1. Почему могут изменяться размеры тел?

ПРЕДПОЛОЖИМ, ЧТО НАХОДИТСЯ ВНУТРИ (ГИПОТЕЗА)

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

Предсказание явлений

Обнаружение

image85

ОТВЕТ Тела состоят из частиц.... Из-за этого ... Частицы, из которых ...

Д/з. § 25.

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Что и как изучает физика? Что такое вещество? (Выслушивает ответы учащихся.) Назовите вещества, из которых сделаны эти тела. (Указывает последовательно на льдинку, боду в стакане, пар над горячей водой.)

У. (Воспроизводят соответствующие формулировки.) Льдинка, вода в стакане и пар — вещество вода.

Мотивационный этап

П. Вещество — одно и то же, а тела — одинаковые?

У. Нет. Льдинка — твердое тело, вода в стакане — жидкость, пар — газ. (Сравнивают свойства.)

П. Жидкость течет, а твердое тело и газ — нет. Почему так? Одно и то же вещество может быть твердым, жидким, газообразным и иметь разные свойства. Как устроено вещество? Когда-то люди задали себе этот вопрос, а ответив на него, научились создавать вещества с нужными свойствами. (Приводит примеры, выслушивает примеры учащихся.) На ближайших уроках мы будем изучать строение вещества. Запишем эту тему. (Записывает на доске «Строение вещества».)

Этап «создания» нового знания

П. Как можно «заглянуть внутрь вещества»? (Выслушивает предложения учащихся.) Люди придумали такой способ: изучить свойства тел; пофантазировать и придумать, что могло бы находиться и происходить внутри, чтобы тела обладали такими свойствами; проверить свои предположения. (Записывает на доске метод изучения строения вещества.) Мы так и поступим.

Итак, начинаем с изучения свойств тел. Я покажу опыт, а вы опишите ситуацию как физическое явление. (Нагревает воду на плитке.)

У. Вода в колбе при нагревании на плитке поднялась по трубочке, ее объем увеличился.

П. Только ли вода увеличивается в объеме при нагревании? Давайте испытаем другие тела. (Проводит опыты с воздухом, стальным шариком.). Что вы увидели и каков ваш ответ?

У. Шарик не прошел в кольцо, воздух вышел из колбы. Не только вода, но и другие тела при нагревании увеличивают объем.

П. У большинства тел при нагревании объем, размеры увеличиваются, а при охлаждений уменьшаются. Можно также изменить размеры тел путем механического воздействия. (Приводит примеры, выслушивает примеры учащихся.) Опыты и примеры из жизни показывают, что тела обладают таким свойством: их размеры могут увеличиваться и уменьшаться. (Записывает на доске факт.) Запишите этот факт, оставьте также место для рисунков.

Теперь подумаем, почему такое возможно. Почему могут изменяться размеры тела? Запишите познавательную задачу 1.

Первоначально тело имело такие очертания, а после нагревания — расширилось. (Изображает на доске контуры тела до и после нагревания.) Что находится внутри тела и какие невидимые изменения происходят внутри? Пофантазируйте и зарисуйте в тетради свои предположения. У вас — 2 мин.

(Учащиеся высказывают свои гипотезы с места или изображают рисунки на доске.)

У. 1) Тела состоят из частиц, которые при нагревании расширяются.

2) Тела состоят из частиц, которые при нагревании размножаются.

3) Тела состоят из частиц, расположенных на расстоянии друг от друга, при нагревании частицы расходятся на большие расстояния.

П. Такие предположения называют гипотезами. (Записывает.) Итак, высказано три гипотезы. (Изображает гипотезы с помощью рисунков на доске под соответствующими номерами.) Попробуем оценить их разумность. Первая не отвечает на поставленный вопрос: остается неясным, почему расширяются эти частицы? Вторая, если рассуждать дальше, приводит нас к заключению, что тела должны неограниченно увеличиваться в размерах. Это противоречит нашему опыту. Волшебный горшок бывает только в сказке. (Зачеркивает номера, под которыми изображены неверные гипотезы.) Остается третья гипотеза. (Повторяет ее с показам на магнитной доске или компьютерной модели.) Ее мы и будем проверять. Как это сделать? (Выслушивает предположения учащихся.)

Ученые придумали такой способ: 1) предсказать, какие еще явления могут происходить, если гипотеза верна; 2) обнаружить их на опыте, (Записывает на доске «Предсказание явлений», «Обнаружение».) Послушайте мои рассуждения.

Предположим, что тело состоит из частиц, между которыми есть промежутки. (Демонстрирует механическую или компьютерную модель строения тела.) Эти частицы могут сдвигаться друг относительно друга. Например, сдвигаю часть частиц вправо. (Демонстрирует.) Что стадо с телом? Обвожу контур каждой части и получаю вместо одного тела — два. Тело распалось на части. Значит, если гипотеза верна, то реальные тела могут распадаться на части.

Что показывает жизненный опыт? (Выслушивает примеры учащихся.) Действительно, любое сплошное (не составное) тело можно разрушить: палку сломать, мел раскрошить и т. п. Зарисуйте модель и запишите свой пример разрушения тела.

Тетерь попробуйте сами предсказать явления, рассмотрите следующие ситуации. Какие изменения могут произойти с отдельным телом, если его частицы каким-то образом передвинутся? (Изображает на доске под цифрой 2 модель строения тела.)

Что может произойти с двумя телами, которые первоначально соприкасаются друг с другом, если их частицы переместить?

(Изображает на доске под цифрой 3 модель строения двух соприкасающихся тел.)

Работаем самостоятельно 3 мин.

У. Частицы могут сдвинуться друг относительно друга, и тогда изменится форма тела.

Если частицы одного тела расположатся между частицами другого, то тела перемешаются.

П. (После обсуждения проводит опыт по смешиванию жидкостей и деформации тел.) Давайте подведем итоги. Что мы узнали о строении вещества? Какие явления происходят из-за такого строения вещества?

У. (Учащиеся после обсуждения записывают ответы.)

П. Подведем итог. Что мы узнали и как?

У. Мы обнаружили на опыте, что размеры тел могут изменяться. Поставили задачу «Почему это возможно?» Предположили, что тела состоят из частиц, которые могут сдвигаться относительно друг друга. Для проверки этого предположения предсказали явления разрушения тел, деформации и смешивания, которые наблюдаются в жизни. Сформулировали ответ.

П. Мы установили, что тела состоят из отдельных частиц. Мы привыкли к тому, что все тела имеют свои названия. Как называют частицы вещества? Откройте учебник на с. 66, прочитайте первые два абзаца § 26 и найдите ответ на этот вопрос. (Выслушивает ответы учащихся и организует запись темы урока.)

Этап применения нового знания

П. Как можно использовать знания о строении тел и явлениях, обусловленных таким строением?

У. Можно описать перемещение частиц в реальных телах при их расширении и сжатии, смешивании и деформации.

П. (Организует выполнение задания 44 и контроль.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Магнитная доска и кружочки двух цветов на магнитах2.

2. Демонстрации: 1) шар с кольцом; 2) нагревание воздуха в колбе; 3) нагревание воды в колбе с трубкой; 4) метр деревянный прогибается под тяжестью гири; 5) кусочек льда, горячая и холодная вода.

______________________________________________________

1 Рисунки учащиеся выполняют дома.

2 Здесь и далее механические модели строения вещества и модели явлений могут быть заменены компьютерными моделями.






загрузка...
загрузка...