загрузка...


Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Урок 3. Физические величины. Прямые и косвенные измерения

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

количественное описание свойства физического объекта или явления называют физической величиной;

у каждой физической величины есть свой способ измерения, обозначение, единица;

все единицы физических величин имеют условные обозначения и наименования;

на практике используют кратные и дольные единицы, для обозначения которых служат приставки;

физическую величину можно измерить с помощью приборов. Учащиеся должны научиться:

«создавать» понятие о физической величине;

распознавать обозначение величины, наименование и обозначение ее единицы, числовое значение.

ВИД ДОСКИ

Физические величины. Прямые и косвенные измерения

ФАКТ Различные предметы, ситуации имеют сходные черты — свойства, которые могут проявляться в разной степени (больше или меньше).

ПЗ 2. Как принято описывать свойства объектов, явлений?

Название свойства

Описание свойства

1

Протяженность тел по горизонтали

Стол демонстрационный

Стол ученический

Длина

l1 = 3 м

l2 = 80 см

2

Длительность явлений

Урок

Перемена

Время

t1 = 45 мин

t2 = 15 мин

3

Нагретость тел

Воздух в кабинете

На улице

Температура

t1 = 20 °С

t2 = 16 °С

4

Скорость движения

Автомобиль

Пешеход

Скорость

v1 = 90 км/ч

v2 = 1,4 м/с

ОТВЕТ ... количественно. Везде: название, число и единица, латинская буква

НАЗВАНИЯ Физическая величина — это ....

Наименование единицы...

Обозначение единицы .....

ОПРЕДЕЛЕНИЯ Обозначение ФВ — это...

Значение ФВ ...

Одна из единиц физической величины является основной или единицей СИ.1

Для удобства записи кратные и дольные единицы (табл. 1 учебника)

ПЗ 3. Как получают числовые значения ФВ?

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

· прямые измерения - измеряют специальными приборами (рулетка, линейка, термометр, спидометр...)

· косвенные измерения - рассчитывают по формуле, подставляя измеренные значения других величин

image9

ОТВЕТ Физические величины измеряют...

Действия с единицами ...

Приборы для измерения ФВ ....

Д/з. Выучить по конспекту2 определения, дополнить таблицу своими примерами, выписать дополнительную информацию о единицах физических величин из § 4 (с. 7), задание 3 — письменно.

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. Что такое физическое явление? Как мы выделили признаки физического явления? (Организует ответ по наглядно представленному конспекту решения П3 1.)3

У. Физическое явление — это изменение состояния физического объекта под действием другого физического объекта при определенных условиях. Мы поставили задачу «Что такое физическое явление?» Проанализировали четыре опыта. В каждом опыте выяснили, что было, что стало и без чего не могло произойти изменений. Сопоставили и выделили общие признаки, дали им названия и составили определение физического явления.

П. Опишите следующие ситуации как физическое явление. Поезд «Красная стрела» доставил пассажиров из Москвы в Петербург. Экскурсионный автобус прибыл из Калуги в Москву.

У1. В первом случае изменилось положение поезда и пассажиров в результате работы двигателя поезда. Начальное положение — Москва, конечное — Петербург.

У2. Во втором случае изменилось положение экскурсионного автобуса под действием двигателя автобуса, движущегося по дороге.

Мотивационный этап

П. Что общего и чем отличаются эти ситуации?

У. В обоих случаях явление состоит в изменении положения объектов, но само изменение больше в первом случае, расстояние до Петербурга больше, чем до Калуги.

П. Различные предметы, ситуации имеют сходные черты — свойства, которые могут проявляться в разной степени (больше или меньше). Запишем этот факт. Физики изучают объекты и явления и их свойства. Описывать ситуации как физическое явление вы научились. Как принято описывать свойства объектов и явлений? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня. Запишите познавательную задачу 2.

Этап «создания» нового знания

П. Для ответа на него вспомним известные вам свойства объектов и явлений, примеры описания этих свойств, сопоставим их и найдем общие признаки. (Демонстрирует «шапку» таблицы.) Подготовьте таблицу для записей.

Все объекты имеют протяженность в различных направлениях, например по горизонтали. Стол демонстрационный и стол ученический обладают этим свойством, но протяженность демонстрационного стола больше. (Записывает названия свойства и предметов.) Какова протяженность демонстрационного стола? (Прикладывает демонстрационный метр к столу.)

У. Длина демонстрационного стола примерно три метра.

П. Как это записать?

У. Букву l или а, b, с, знак равенства, потом 3 м, метры сокращенно «м».

П. (Записывает.) Какова протяженность ученического стола, и как это записать? (Прикладывает демонстрационный метр к ученическому столу.)

У. Длина ученического стола примерно 80 см, l = 80 см.

П. (Записывает. Аналогично организует обсуждение остальных свойств и делает записи, как показано в разделе «Вид доски».) Что общего в описании разных свойств объектов и явлений? (Выслушивает учащихся.) Везде указаны числа, т. е. количественное описание. Указывается не просто число, а число определенных единиц — метров, минут, градусов Цельсия, километров в час. Для записи числового значения используют букву латинского алфавита. Наконец, количественное описание имеет название (длина, время, температура, скорость). (Записывает кратко ответ, как в разделе «Вид доски».)

Количественное описание свойств объектов и явлений, все его элементы имеют специальные названия. Давайте запишем эти названия и их определения. (Записывает «Названия, определения».)

Количественное описание свойства объекта или явления называют физической величиной этого свойства, или просто физической величиной. Будем использовать сокращение «ФВ». Каждая физическая величина имеет свое название (длина, время, температура, скорость). Латинская буква, которая используется для записи значений величины, называется ее обозначением. Откройте с. 3 учебника. Слева, на предыдущей странице, приведены обозначения и названия физических величин, которые вы будете изучать в VII классе. Слово, обозначающее единицу величины, называют наименованием единицы этой величины. Метр, сантиметр, минута, градус Цельсия, километр в час, метр в секунду — это наименования единиц длины, времени, температуры и скорости соответственно. При записи значений физических величин единицу записывают сокращенно. Сокращенная записи единицы величины называют обозначением этой единицы: «м», «см», «мин.», «°С», «км/ч», «м/с» — это обозначения названных единиц.

Сформулируйте ответ на познавательную задачу 2.

У. Свойства объектов и явлений описывают с помощью физических величин. (Воспроизводит суждения о физической величине.).

П. Для любого объекта можно указать его характеристики. В сводках погоды, например, ежедневно сообщают температуру воздуха, скорость ветра, атмосферное давление. Как узнают значения физических величин? Запишите познавательную задачу 3. Что вам известно из жизненного опыта о том, как получают числовое значение физической величины?

У. Величины измеряют с помощью приборов. Температуру измеряют термометрами, другие величины тоже измеряют специальными приборами.

П. (Делает соответствующие записи на доске.) Каким прибором можно измерить объем бруска? (Показывает брусок.)

У. Нужно измерить линейкой его длину, ширину и высоту к перемножить их.

П. (Записывает формулу объема параллелепипеда и организует расчет, как показано в разделе «Вид доски».) Обратите внимание, что с единицами величин действия производятся так же, как с числами. Пример с бруском показывает, что можно рассчитать значение величины по формуле, подставив в нее измеренные значения других величин. В этом случае считается, что значение величины измерено на опыте. Сформулируйте ответ на познавательную задачу 3.

У. Числовые значения физических величин измеряют на опыте либо непосредственно прибором, либо рассчитывают по формуле, подставляя в нее измеренные приборами значения величин.

П. Измерения, проведенные непосредственно прибором, называют прямыми. Измерения, проведенные для нескольких величин с последующим их расчетом по формуле, называют косвенными. (Делает записи и организует записи учащихся.)

Что и как вы узнали на сегодняшнем уроке? (Организует краткое описание постановки и решения познавательных задач 2 и 3.) Как назвать сегодняшний урок? (Выслушивает предложения учащихся и организует запись темы урока.)

Этап применения нового знания

П. Сегодня вы узнали много новых терминов. Чтобы не путаться в их значении, потренируемся в использовании этих терминов. Откройте задание 3 в «Сборнике упражнений и задач». Запишите формулировку задания. (Вызывает ученика.) По какому признаку будете выделять обозначения величин?

У. Обозначение величины — это латинская буква. Нужно выделить среди элементов латинские буквы. Для каждой буквы по таблице в начале учебника можно найти название величины, которую обозначает эта буква, и вписать ее.

П. Работайте карандашом в задачнике. Элементы, которые заносите в таблицу, аккуратно зачеркивайте. У вас — 2 мин. Проверяем. (Вызывает нескольких учащихся.) Как будете выделять единицы величин?

У. Мы знаем единицы указанных величин. Если записано слово, обозначающее единицу величины, то это — наименование величины, если одна или две буквы из наименования — это обозначение величины.

П. Выделите и запишите наименования и обозначения величин. У вас — 2 мин. (Вызывает нескольких учащийся.) Как выделить числовые значения величин?

У. Числовое значение величины — это число, и единица данной величины. Нужно вспомнить величину, единица которой указана после числа.

П. Выделите и запишите числовые значения величин. У вас — 2 мин. (Вызывает нескольких учащийся.)

Контрольный этап

П. Внимание! Задание на отметку. Подпишите листочки.

Выпишите приведенные ниже элементы и около каждого укажите, что он обозначает.

Вариант 1

22 м, пройденный путь, s, км

Вариант 2

4 л, V, м3, объем

______________________________________________________

1 Последние две записи учащиеся выполняют дома.

2 Имеется в виду конспект предыдущего урока (см. «Вид доски»).

3 Необходимо постепенно приучать учащихся осмысливать и описывать процесс получения знаний, т.е. постановку и решение познавательных задач.






загрузка...
загрузка...
загрузка...