загрузка...

Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Урок 2. Физическое явление (продолжение). Наблюдения и опыты

 

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны научиться:

 описывать конкретную ситуацию как физическое явление.

 

СЦЕНАРИЙ

Проверка домашнего задания

П. (Организует ответы на вопросы к § 1-3.) Что такое физическое явление? Опишите один из опытов, в котором происходило физическое явление. (Выслушивает ответы учащихся.) В чем состоит это физическое явление?

У. Пар от кипящей воды превращался в капли воды под действием холодной стеклянной пластинки, расположенной над паром.

 

Этап применения нового знания

П. Сначала мы описали опыт, а затем все признаки физического явления в этом опыте. Названные признаки физического явления присутствуют в конкретных ситуациях. Нужно уметь выделить их и описать конкретную ситуацию как физическое явление. Откройте «Сборник упражнений и задач», Запишите формулировку задания 2 (см. Приложение). В этом задании приведены описания конкретных ситуаций. Нужно проанализировать каждую ситуацию и указать объект № 1 и его свойства в начальном и новом состояниях объекта № 1, а затем объекта № 2 и условия взаимодействия двух объектов.

Прежде чем анализировать ситуации, составим план действий. На следующей строке запишите «Способ выполнения» и составьте последовательность действий по выполнению этого задания. У вас — 3 мин. Что получилось?

У. Способ выполнения задания:

1. Выделить физический объект, с которым происходят изменения, и его свойства в начальном состоянии.

2. Выделить физический объект № 2, под действием которого происходят изменения.

3. Выяснить условия, необходимые для воздействия.

4. Выделить свойства первого объекта в новом состоянии.

5. Составить фразу, в которой выделенные признаки расположены в той же последовательности, что и в определении, физического явления.

П. (Демонстрирует наглядно представленный порядок действий.) Рассмотрим конкретные примеры. Задание нужно выполнить самостоятельно. Для этого будем работать следующим образом. Первую ситуацию проанализируем по действиям. Я называю номер действия, вы называете (про себя) само действие и выполняете его в тетради. Затем те, кого я назову, дадут свои варианты ответа. Мы их обсудим и выделим наиболее полный. Приготовились.

Ситуация № 1. Свет от Солнца падает на зеркало и образует на стене «солнечный зайчик». Назовите и выполните первое действие.

У. Нужно выделить объект, с которым происходят изменения, и его свойства в начальном состоянии. Изменение происходит со светом от Солнца. Вначале он падает на зеркало.

П. Есть другие варианты? (Вызывает еще одного-двух учащихся.) Итак, в первой ситуации изменение происходит со светом от Солнца, падающим на зеркало. Назовите и выполните второе действие.

У. Нужно выделить физический объект, который действует на солнечный свет р этой ситуации. Это — зеркало, на которое падает свет.

П. (Организует проверку ответа) Назовите и выполните третье действие.

У. Нужно выяснить- условия воздействия зеркала на свет. Свет должен попасть на зеркало и отразиться от него.

П. (Сорганизует проверку ответа.) Назовите и выполните четвертое действие.

У. Нужно выяснить свойства света после взаимодействия с зеркалом. Свет распространяется в другом направлении, отражаясь от зеркала.

П. (Организует проверку ответа.) Назовите и выполните пятое действие.

У. Нужно составить фразу, в которой все выделенные признаки ситуации будут расположены в той же последовательности, что и в определении физического явления. Свет Солнца изменяет свое направление под действием зеркала при падении на него;

П. Обратите внимание на следующий факт. Если вас спросят, что за явление наблюдается в этой ситуации, вы ответите, что образуется «солнечный зайчик». Если же вас попросят описать физическое явление, то вы скажете, что свет от Солнца изменяет направление распространения под действием зеркала при падении на его поверхность. Это разные вопросы и разные ответы. Продолжим учиться описывать конкретные ситуации как физическое явление. (Аналогично, с контролем по каждому действию, организует рассмотрение ситуаций 1-3.)

Теперь изменим порядок работы. Для ситуаций 4-7 выполните задание, работая парами. Составленной программой старайтесь не пользоваться. Ученик выполняет задание, объясняя свои действия соседу. Затем меняетесь ролями и рассматриваете следующую ситуацию. В тетради нужно записать ответ, т.е. результат выполнения последнего действия (по два ответа у каждого). У вас — 5 мин.

У1. Сахар и чай перемешались под действием ложки при условии ее движения в чае.

У2. Дорожная пыль поднимается под действием воздуха при его движении.

У3. Вода в формочках замерзла под действием холодного воздуха при помещении формочек в холодильник.

У4. Шайба изменяет направление движения под действием удара клюшки.

П. Теперь я называю номер ситуации, а каждый из вас записывает итоговый ответ. Ситуация № 8, ситуация № 9. (Выслушивает ответы одного-двух учащихся.)

 

Контрольный этап

П. Задание на отметку. Возьмите листки, подпишите их. Опишите как физическое явление следующие ситуации.

Вариант 1. Удочка прогнулась под тяжестью рыбы.

Вариант 2. Твердый кусок пластилина положили на батарею, и он растаял.

Вариант 3. При обработке стальной детали напильником образуются стальные опилки.

Вариант 4. Шарик раздувается при наполнении его гелием.

 

Домашнее задание

П. Запишите домашнее задание. Повторите по конспекту решение первой познавательной задачи 1 (формулировка задачи и основные шаги по ее решению).






загрузка...
загрузка...