загрузка...


Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 2. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

 

Урок 19. Модель взаимодействий тела

 

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить:

 что модель взаимодействий тела — это описание словами или рисунком сил, характеризующих действие на тело других тел;

 систему знаний о механических взаимодействиях, представленную в таблице 3.     

 

Таблица 3

Сведения о механических взаимодействиях

 

Вид взаимодействия

Условия возникновения

Название силы

Направление силы

Изображение силы

1

ВСЕМИРНОЕ ТЯГОТЕНИЕ

Всегда заметно со стороны массивных тел

Сила тяжести

К центру Земли (другого массивного тела)

2

УПРУГОЕ

При деформации;

при деформации из-за притяжения к Земле

Сила упругости

Вес

Противоположно деформации

Вдоль подвеса, перпендикулярно опоре

3

ТРЕНИЕ СУХОЕ

При движении твердых тел (его попытке) по поверхностям друг друга

Сила трения

скольжения, качения, покоя

Противоположно скорости движения (или попытки движения)

4

ТРЕНИЕ ВЯЗКОЕ

При движении в жидкости или газе

Сила сопротивления

Противоположно скорости движения

 

 

Учащиеся должны научиться строить модель взаимодействий тела в конкретных ситуациях.

 

ВИД ДОСКИ

Модель взаимодействия тела

Графическая модель взаимодействия ученика, сидящего на стуле

Модель механических взаимодействий тела — это ...

Д/з. Задание 24 до конца.

 

СЦЕНАРИЙ

Этап актуализации знаний

П. (Организует повторение видов взаимодействия и сил по таблице 3.)

Как изображают силы? (Выслушивает ответы.)

Назовите тела, которые действуют на вас и вид каждого взаимодействия.

У. На меня действуют Земля (всемирное тяготение) и стул (упругое взаимодействие).

 

Мотивационный этап

П. Изобразите силу, описывающую действие Земли. (Вызывает ученика.) Изобразите силу, описывающую действие стула. (Вызывает ученика.)

Опишите то, что у нас получилось?

У. Получился рисунок (см. «Вид доски»), на котором изображены вектора сил, описывающих действие на меня Земли и стула.

П. Какие же силы действуют на вас?

У. На меня действуют сила тяжести и сила упругости стула.

П. Такое описание взаимодействия имеет специальное название — модель механических взаимодействий тела. (Подписывает название построенной модели.) Составьте определение модели взаимодействия тела. (Организует обсуждение и запись определения.)

Будем учиться строить модель взаимодействия тела в виде рисунка. Запишите тему урока. 

 

Этап применения нового знания

П. Откройте задание 24. Проанализируйте рассмотренный пример и составьте план действия по построению модели взаимодействия тела. У вас — 3 мин.

У. Нужно: 1) выделить тело, для которого требуется построить модель взаимодействия, изобразить его условно; 2) изобразить точку приложения сил; 3) выделить тела, действующие на первое тело; 4) для каждого тела установить виды взаимодействий; 5) для каждого вида взаимодействия изобразить вектор силы и обозначить построенный вектор.

П. (Организует выполнение задания 24.)






загрузка...
загрузка...
загрузка...