загрузка...

Поурочное планирование по физике 7 класс
Учебно-методический комплект

ТЕМА 2. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

 

Урок 16. Виды взаимодействий

 

ЦЕЛЬ

Учащиеся должны усвоить, что:

 по условиям возникновения в механике различают следующие виды взаимодействия: всемирное тяготение; упругое взаимодействие; трение сухое (покоя, скольжения, качения) и вязкое;

 всемирное тяготение — это притяжение всех тел друг к. другу; оно заметно со стороны космических тел (планет, звезд);

 упругое взаимодействие — взаимодействие деформированных тел;

 трение скольжения, качения — взаимодействие твердых тел, движущихся по поверхностям друг друга;

 трение покоя — взаимодействие твердых тел, возникающее при попытке движения по поверхностям друг друга;

 вязкое трение — это взаимодействие, возникающее при движении тел в жидкости или газе.

Учащиеся должны научиться:

 «создавать» понятия о перечисленных видах взаимодействия;

 устанавливать виды взаимодействия в конкретных ситуациях.

 

ВИД ДОСКИ

Виды взаимодействий

ФАКТ    Тела могут взаимодействовать, а могут и не взаимодействовать

 

П3 11. При каких условиях возникает взаимодействие тел?

 

Взаимодействующие тела

Условия взаимодействия

Общие условия

Название взаимодействия

1

Мячик — Земля

Всегда притягивается вблизи Земли

Наличие Земли или другого массивного космического тела

Всемирное тяготение

2

Человек — Земля

Всегда

3

ИСЗ — Земля

Всегда

4

Земля — Солнце

Всегда

5

Груз — вертикальная пружина

Соприкосновение, деформация

Деформация, контакт

-

Упругое взаимодействие

6

Шарик — горизонтальная пружина

Деформация горизонтальной пружины

7

Ведерко — рейка

Деформация рейки

8

Брусок — поверхность стола

Контакт, движение по поверхности; брусок давит на стол

При движении твердых тел по поверхностям друг друга; при этом тела давят друг на друга

Трение скольжения, качения

9

Мячик — поверхность стола

Контакт, движение мячика по поверхности стола; давление на стол

10

Лодка — вода

Контакт, движение лодки относительно воды

При движении твердых тел в жидкости или газе

Вязкое трение

11

Лист бумаги — воздух

Контакт, движение листа в воздухе

12

Гиря — лист бумаги

Попытка вытащить лист из-под гири

При. движении твердых тел по поверхностям друг друга; при этом тела давят друг на друга

Трение покоя

13

Шкаф — пол

Контакт, попытка двигать шкаф по полу

 

ОТВЕТ     Тело взаимодействует: 1) с телом большой массы (притягивается к нему), 2) с твердым телом, по поверхности которого движется или пытается двигаться; 3) с деформированным телом, к которому прикреплено; 4) с жидкостью или газом, в которых движется.

НАЗВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ  Всемирное тяготение — это ...

Упругое взаимодействие —...

Трение скольжения, качения —...

Трение покоя —...

Сухое трение — ...

Вязкое трение (или сопротивление среды) — ...

Д/з. конспект

 

СЦЕНАРИЙ

Мотивационный этап

П. (Демонстрирует движение груза под действием пружины.) Назовите причину изменения скорости груза.

У. На груз действует пружина.

П. Действует ли на груз пружина в этих случаях? (Указывает на пружину, к которой подвешен груз, и на пружину, лежащую рядом с грузом.)

У1. В первом случае пружина действует на подвешенный груз, не дает ему упасть.

У2. Во втором случае пружина не действует на груз.

П. Пружина и груз могут взаимодействовать, а могут и не влиять друг на друга. Приведите один пример, в котором два тела взаимодействуют, и второй пример, в котором те же тела не взаимодействуют. (Выслушивает учащихся.)

Окружающие нас тела могут взаимодействовать друг с другом, а могут и не взаимодействовать. Запишем этот факт. Какая задача вытекает из него? (Выслушивает учащихся.)

 

Этап «создания» нового знания

П. Запишем познавательную задачу 11: При каких условиях возникает взаимодействие тел?

Как будем решать эту задачу? Предложите способ решения. У вас — 3 мин. (Организует обсуждение.)

Итак, нужно рассмотреть различные ситуации взаимодействия тел; в каждой ситуации выделить условия, при которых оно осуществляется; общие условия взаимодействия, назвать взаимодействие» составить определение. (Изображает графы таблицы — см. «Вид доски».)                      

У вас есть заготовка такой таблицы. (Раздаёт листочки с заготовками таблицы для анализа ситуаций и листочки с описанием ситуаций.) Результаты будем записывать в нее. На листочке написаны ситуации для анализа.

Вместе проанализируем первые четыре ситуации. (Организует фронтальную работу.)

Ситуации № 5-7 рассмотрите самостоятельно. (Демонстрирует опыты.) Результаты занесите в таблицу. Работаем по группам. У вас — 5 мин. (Организует обсуждение результатов.)

Теперь проанализируйте ситуации № 8-11. (Демонстрирует опыты) У вас — 5 мин. (Организует обсуждение результатов.)

Рассмотрите последние две ситуации. (Демонстрирует опыт.) У вас — 3 мин. (Организует обсуждение результатов.)

Мы выделили четыре разных условия, необходимых для взаимодействия тел. Предложите названия выделенным видам взаимодействий. У вас 1 мин на обсуждение в группах. (Выслушивает предложения. Организует запись названий.)

Составьте определение для каждого вида взаимодействия. У вас — 5 мин. (Организует обсуждение и запись определений.)

 

Этап применения нового знания

П. (Организует выполнение задания 18.)

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Демонстрации различных видов взаимодействия: притяжения Земли, упругого, трения (покоя, скольжения, качения).

2. Листочки с описанием ситуаций:

1. Отпущенный мячик движется вниз.

2. Подпрыгнувший вверх человек опускается вниз.

3. Искусственный спутник Земли движется по орбите.

4. Земля движется вокруг Солнца.

5. Груз, прикрепленный к вертикальной пружине, не падает вниз.

6. Шарик выстреливают горизонтальной пружиной.

7. Отпущенное ведерко движется вниз и останавливается, попав на горизонтальную рейку*.

8. Кубик скользит по столу и останавливается*.

9. Мячик катится по столу и останавливается*.

10.  Лодка движется по воде и останавливается*.

11.  Скомканный лист бумаги падает медленнее, чем гладкий*.

12.  Гиря, стоящая на листе бумаги, приходит в движение при вытягивании листа*.

13.  Шкаф толкают, но его не удается сдвинуть с места.

3. Заготовки таблицы для записи результатов:

№ ситуации

Взаимодействующие тела

Условия взаимодействия

Общие условия

Название взаимодействия

1

 

 

 

 

____________________________________________________

* Звездочкой помечены ситуации, которые следует показать на опыте.






загрузка...
загрузка...