загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Работа и мощность. Энергия

Урок 61. Блок

Цели урока: знакомство с подвижным и неподвижным блоками как представителями простых механизмов.

Оборудование: неподвижный и подвижный блоки; набор грузов; динамометр; полиспаст.

Демонстрации:

1. Подъем груза при помощи неподвижного и подвижного блоков.

2. Демонстрация работы полиспаста.

Ход урока

I. Анализ результатов лабораторной работы

В начале урока можно коротко проанализировать результаты выполнения лабораторной работы. При этом желательно обратить внимание не только на ошибки в расчетах, формальные выводы по работе, но и аккуратное оформление работы.

Двое учащихся объясняют у доски решения задач 752, 755.

Рычаг.

Вариант 1

1. Механизмами называют приспособления, служащие для...

А. Преобразования движения.

Б. Создания силы.

В. Преобразования силы.

Г. Проведения опытов.

Д. Измерения физических величин.

2. К простым механизмам относятся:

1) наклонна плоскость; 2) рычаг; 3) топор.

А. 1,2. Б. 1,3. В. 2,3. Г. 1,2, З.Д. 1. Е. 2. Ж. 3.

3. Плечо силы F, приложено к стержню, — это длинна отрезка...

image151

А. 04. Б. ОВ. В. ОС.

4. На рычаг действует сила 3 Н. Чему равен момент этой силы, если плечо силы 15 см.

А. 45 Н·м. Б. 0,45 Н·м. В. 5 Н·м. Г. 0,2 Н·м. Д. 20 Н·м.

5. К тонкому стержню в точках 1 и 7 приложены силы F1 = 40 Н и F2 = 80 Н. В какой точке надо закрепить ось вращения, чтобы стержень находился в равновесии?

image152

А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. 5. Е. 6. Ж. 7.

Ответы: 1 .В 2. А 3. В 4. Б 5. Д

Вариант 2

1. Простые механизмы применяются для того, чтобы...

А. Проводить измерения физических величин.

Б. Увеличить расстояние, пройденное телом.

В. Проводить опыты.

Г. Увеличить силу, действующую на тело.

2. К простым механизмам относятся:

1) веревка; 2) блок; 3) винт.

А. 1, 2. Б. 1, 3. В. 2, 3. Г. 1, 2, 3. Д. 1. E. 2. Ж. 3.

3. Плечо силы F, приложено к стержню, — это длина отрезка...

А. OA. Б. ОВ. В. ОС.

4. На рычаг действует сила 0,5 кН. Чему равен момент этой силы, если плечо силы 2 км.

А. 0,25 Н·м. Б. 1 Н·м. В. 4 Н·м. Г. 1000 Н·м. Д. 250 Н·м.

5. К тонкому стержню в точках 1 и 7 приложены силы F1 = 50 Н и F2 = 30 Н. В какой точке надо закрепить ось вращения, чтобы стержень находился в равновесии?

image154

А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. 5. Е. 6. Ж. 7.

Ответы: 1. Г 2. В 3. Б 4. Г 5. А

II. Изучение нового материала (лекция учителя с одновременной демонстрацией работы блока при подъеме груза)

Прежде всего демонстрируется работа неподвижного блока при подъеме груза. Внимание учащихся нужно акцентировать на том, что внешняя сила направлена в сторону, противоположную перемещению груза. Это очень важно в понимании назначения неподвижного блока.

Определяя блок как устройство в форме колеса с желобом, по которому пропускают веревку или трос, сразу указывают на то, что есть два вида блоков: неподвижный и подвижный.

Неподвижный блок при работе не изменяет положения оси вращения, он не дает выигрыша в работе и служит только для изменения направления действия силы.

Груз можно поднимать вверх, прикладывая силу, направленную вниз.

Подвижный блок при работе перемешается и, значит, изменяет положение оси вращения блока, (см. рис. 167 учебника). Этот блок позволяет получить выигрыш в силе.

Рассмотрим это на примере чертежа (рис. 167).

Прикладывая силу F, мы стараемся повернуть блок вокруг оси, проходящий через точку А.

Момент этой силы относительно А равен М = F · l, где l — плечо силы равное диаметру колеса.

Груз, прикрепленный к блоку своим весом создает момент силы относительно точки А равный М' = Р · l1, где l1 — плечо равное радиусу блока АО.

Для условия равновесия:

М = M', или откуда

Из формулы (1) следует, что подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

Таким образом, комбинируя определенным числом подвижных и неподвижных блоков, можно получить значительный выигрыш в силе. Устройства, которые позволяют это делать называются полиспастами.

Если есть простейший полиспаст — сочетание группы подвижных и неподвижных блоков, то выигрыш в силе тяги — четный, а в более сложных конструкциях - произвольный.

В заключении можно привести примеры применения различных видов блоков. Это — работа подъемных кранов и т. д.

Домашнее задание

§ 59-60 вопросы к параграфу; задачи №№ 769-771.

Задачи повышенной трудности:

1. При помощи подвижного блока поднимают груз, прилагая силу 100 H. Определите силу трения, если вес блока равен 20 H, а вес груза 165 H.

2. Пользуясь системой подвижных и неподвижных блоков, необходимо поднять груз весом 600 H. Из скольких подвижных и неподвижных блоков должна состоять система, чтобы этот груз мог поднять один человек, прикладывая силу в 65 H?

Экспериментальное задание. Как используя динамометр Бакушинского, подвижный блок, штатив, бечевку, определить вес и массу груза 600-700 граммов.






загрузка...
загрузка...