загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Давление твердых тел, жидкостей и газов

 

Вариант урока 51. Урок-игра «Мореплаватели и воздухоплаватели»

 

Урок проводится в форме нескольких конкурсов между двумя командами: «Мореплавателями» и «Воздухоплавателями». Обе команды заранее (за одну-две недели до урока) получают задания: каждая команда должна подготовить сообщение о судах различного назначения («Мореплаватели») и о воздухоплавательных аппаратах («Воздухоплаватели»). При подготовке задания ребята могут консультироваться с учителем и использовать дополнительную литературу.

Ход урока

I. Разминка

Урок начинается со слов учителя: «Ребята, нам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, мы изучили условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока мы узнаем, решив кроссворд».

 

 

1. Единица давления. 2. Единица массы. 3. Кратная единица массы. 4. Единица площади. 5. Единица времени. 6. Единица силы. 7. Единица объема. 8. Единица длины.

Ответы: 1. Паскаль. 2. Килограмм. 3. Тонна. 4. Квадратный метр. 5. Час. 6. Ньютон. 7. Литр. 8. Метр.

Ключевое слово: ПЛАВАНИЕ.

 

II. Сообщения команд

Каждая команда представляет свой рассказ, сопровождая его иллюстрациями.

Пример доклада «Мореплавателей»

Судно - это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные надводные суда), под водой (подводные суда) или над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке).

Первым средством передвижения людей по воде были обломки деревьев, потом появились плот, челн — бревно с выдолбленной сердцевиной. Постепенно люди научились улучшать мореходные качества судов, строить их из отдельных частей — каркаса и обшивки.

Первоначально на челнах и плотах передвигались с помощью шестов и весел. Затем, примерно за 3000 лет до н.э. появился парус - на судах в Средиземном море. В XIX веке самые быстроходные парусники — трех— и четырехмачтовые клиперы — перевозили чай из Китая, шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30 км/ч. Рекорд скорости клипера «Кэтти Сарк» (39 км/ч) не побит до сих пор ни одним из парусных судов.

Со временем паруса были заменены паровыми машинами. Первый речной пароход «Клемонт» был построен в США в 1807 г. по проекту Роберта Фултона, а первый морской появился в России в 1815 г. Судовой паровой котел с высокой трубой топили дровами. В 1903 г. на Волге построили первое в мире дизельное судно — танкер «Вандал».

С развитием атомной энергетики появились установки, вырабатывающие пар на тепле, выделяемом в ядерном реакторе. Первое гражданское судно на ядерном топливе — атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике с 1959 г.

Самоходное судно приводится в движение с помощью движителя (паруса, винта, колес). Корпус судна состоит как бы из скелета (его называют набором), к которому прикрепляются наружная обшивка, палуба и другие части. Наружную обшивку изгибают так, чтобы очертания корпуса были плавными, и не возникало большого сопротивления движению. На крупных судах устраивают двойное дно, суда некоторых типов имеют и двойные борта. Подпалубные пространства (трюмы) и межпалубные помещения (твиндеки) используют для размещения груза. Запасы жидкого топлива и пресной воды хранятся в цистернах, называемых танками.

 

Пример доклада «Воздухоплавателей»

Тысячи лет человек мечтал о полете над облаками. Но сила тяжести прочно привязывала его к земле. Впервые оторваться от нее удалось с помощью теплого воздуха. Братья Жозеф и Этьен Монгольфье во Франции летом 1783 г. соорудили воздушный шар и, надув его теплым воздухом, отправили в полет. Первыми пассажирами были баран и петух. Убедившись, что полеты безопасны, на монгольфьерах — так стали называть эти шары - стали летать и люди. Первый полет в ноябре 1783 г. совершили французы Пилатр де Розье и д’Арланд.

Монгольфьеры использовались для развлекательных полетов: как только в них остывал воздух, они быстро опускались. Для военных и научных целей стали использоваться воздушные шары, надуваемые водородом и гелием.

На таком шаре совершил полет русский ученый Д. И. Менделеев для наблюдений солнечного затмения в 1887 г.

В наше время все летательные аппараты легче воздуха называют аэростатами. В 30-е гг. было построено несколько высотных аэростатов для исследования верхних слоев атмосферы — стратостатов. Гондола стратостата делалась герметичной, чтобы люди на большой высоте не страдали от недостатка кислорода. Стратостаты достигали высоты свыше 20 км.

Аэростат летит туда, куда его гонит поток воздуха. Нам смену аэростатам пришли дирижабли — управляемые аэростаты, и летательные аппараты тяжелее воздуха — самолеты и вертолеты. Во время первой и второй мировых войн в армиях многих стран появились аэростаты, связанные с землей прочным тросом. Они использовались в качестве подвижных наблюдательных пунктов, для подвески радиоантенн, в качестве воздушных заграждений против самолетов противника.

Современные воздушные шары используются в спортивных целях, а дирижабли — для аэрофотосъемок.

Авиаконструкторы создали гидросамолет-амфибию, способный взлетать с водной поверхности и успешно приводняться. Разработан и совершенствуется летательный аппарат, представляющий собой гибрид воздушного шара, самолета и вертолета.

 

III. Задачи на смекалку

Каждой команде задаются по два вопроса на смекалку.

Вопросы для «Мореплавателей»:

1. В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, делая попытку определить скорость подъема воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат? (Ответ: положение корабля относительно поверхности воды не изменяется. Поэтому ученик правильного ответа не получит)

2. Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Ответ: плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик)

 

Вопросы для «Воздухоплавателей»:

1. Дирижабль наполняют легким газом. Не лучше ли было бы из него просто выкачать воздух? (Ответ: выкачивать воздух из оболочки нельзя, т. к. огромная сила атмосферного давления легко раздавит оболочку дирижабля)

2. Почему подъемная сила стратостата зависит от времени суток и днем является наибольшей? (Ответ: солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объем и подъемная сила)

 

IV. Конкурс «Экологический»

Каждая команда получает два задания:

1. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации водных и воздушных транспортных средств.

2. Предложить альтернативные транспортные средства.

Примерными ответами на эти задания могут быть следующие:

«Мореплаватели»: Водные транспортные средства загрязняют воду.

Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и других обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается.

Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.

«Воздухоплаватели»: Воздушный транспорт загрязняет воздух, создает шум, расходует кислород атмосферы и топливо. Тем самым экологическая обстановка также ухудшается.

Экологически безвредными транспортными средствами являются аэростаты и дирижабли.

 

V. Итог урока

Подводятся итоги работы команд. Оценивается работа наиболее активных участников игры.






загрузка...
загрузка...