загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФИЗИКЕ 7 класс

Давление твердых тел, жидкостей и газов

 

Урок 45. Водопровод. Поршневой жидкостный насос

Цель урока: изучение устройства и назначение водопровода и поршневого жидкостного насоса.

Оборудование: действующая модель насоса; демонстрационная таблица.

Ход урока

I. Краткий анализ итогов проверочной работы

Проводя анализ проверочной работы, необходимо остановиться на типичных ошибках в задачах. Учащимся, которые не справились с работой можно дать на дом 2—3 задачи по изученной теме.

II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания

Один из учеников объясняет решение домашних задач.

Далее проводится краткий фронтальный опрос-беседа по следующим вопросам:

— Что такое барометр?

— Что необходимо добавить к трубке Торричелли, чтобы получился барометр?

— Какие барометры чаще всего применяют на практике?

— Для чего используют манометры?

— Какие разновидности манометров вы знаете?

Самостоятельная работа. Гидравлические машины

Вариант 1

1. Какой закон используется в устройстве гидравлических машин?

А. Закон всемирного тяготения.

Б. Закон Паскаля.

В. Закон Ломоносова.

Г. Закон Ньютона.

2. Выигрыш в силе, даваемый гидравлической машиной зависит...

А. От рода жидкости, заполняющей машину.

Б. От силы, приложенной к поршню.

В. От площади малого поршня.

Г. От площади большого поршня.

Д. От отношения площадей большего и малого поршня.

3. Площадь большого поршня 120 см2, а малого 15 см2. Какой выигрыш в силе дает гидравлическая машина?

А. 120

Б. 15

В. 8

Г. 0,125

Д. 1800

4. На малый поршень действует сила 40 Н. Какая сила действует на большой поршень гидравлической машины, если она дает выигрыш в силе в 20 раз?

А. 800 Н

Б. 2 Н

В. 20 Н

Г. 40 Н

Д. 0,5 Н

5. В гидравлическом пресс на большой поршень площадью 30 см2 действует сила 900 Н. Какова площадь малого поршня, если на него действует сила 150 Н?

А. 4500 см2

Б. 0,00022 см2

В. 180 см2

Г. 5 см2

Д. 0,0055 см2

Вариант 2

1. Основной частью гидравлической машины является..

А. Поршень.

Б. Жидкость.

В. Два цилиндра различного диаметра, соединенные трубкой.

Г. Два цилиндра одинакового диаметра, снабженные поршнями.

2. Чем больше площадь поршня, тем...

А. Большая сила на него действует.

Б. Меньшая сила на него действует.

3. На большой поршень действует сила 600 Н, а на малый поршень сила 30 Н. Какой выигрыш в силе дает гидравлическая машина?

А. 600

Б. 30

В. 18000

Г. 0,05

Д. 20

4. Площадь большого поршня 150 см2. Какова площадь малого поршня гидравлической машины, если она дает выигрыш в силе в 30 раз?

А. 4500 см2

Б. 5 см2

В. 30 см2

Г. 150 см2

Д. 0,2 см2

5. В гидравлической машине на малый поршень площадью 25 см2 действует сила 300 Н. Какая сила действует на большой поршень площадью 100 см2?

А. 1200 Н

Б. 750000 Н

В. 75 Н

Г. 8,33 Н

Д. 0,12 Н

Ответы:

Вариант 1 1. Б 2. Д 3. В 4. А 5. Г

Вариант 2 1 .В 2. А 3. Д 4. Б 5. А

III. Изучение нового материала

При объяснении нового материала стоит в начале рассказать о том устройстве, при помощи которого вода подается потребителям. Это — водопровод.

Первые системы простейших водопроводов были известны более двух тысяч лет назад. Современные системы водопроводов появились в XIX веке. Простая схема водопровода, которая предполагает наличие водонапорной башни.

За счет естественного гидравлического давления вода может по трубам подниматься на высоту примерно равную высоте, на которой находится бак с водой. Вода в бак попадает при помощи насосов, которые работают от энергии электрического двигателя.

Рассмотрим наиболее простую конструкцию насоса.

Это — поршневой жидкостный насос.

Далее можно по заранее заготовленному чертежу либо через диапроектор, либо на слайде, рассказать устройство и работу этой модели насоса. Ребята могут пользоваться и рисунком 130-131 учебника.

Самое главное — принцип работы насоса.

Ученики должны хорошо понимать, почему при движение поршня вниз закрывается клапан 1 и открывается клапан 2 (клапан 1 закрывается большим давлением воды снизу, а клапан 2 открывается силой давления воды).

При подъеме поршня клапан 2 закрывается из-за перепада давления (снизу давления больше, чем сверху), а клапан 1 открывается.

Такая циклическая работа позволяет подавать порциями воду вверх.

Возникающие при объяснении вопросы, можно рассматривать по ходу изложения материала.

IV. Решение задач

Оставшееся на уроке время (10—15 минут) можно посвятить решению задач, например: 601, 603, 604.

При решении нужно обратить внимание учащихся на то, что в задаче 604 при помощи манометра пытаются измерить давление газа в баллоне, которое равно атмосферному давлению.

Домашнее задание

§ 46; вопросы к параграфу; задачи №№ 583-586, 596-598.






загрузка...
загрузка...